Гран При Италии: технический обзор
Трасса в Монце ставит перед участниками чемпионата уникальные в своем роде технические задачи. Крэг Скарборо изучил различные 'одноразовые' новинки, которые команды подготовили к итальянской гонке
Трасса в Монце не просто давно уже стала классической, её можно назвать уникальным анахронизмом, дошедшим до нас из прежних времен с почти неизменной высокоскоростной конфигурацией.
Длинные прямые и скоростные связки требуют от машин низкого лобового сопротивления и высокой мощности мотора. И хотя в Спа тоже важен небольшой уровень прижимной силы, именно на прямых Монцы пилоты достигают рекордных скоростей. Таким образом, к итальянской гонке команды подготовили специальные пакеты с небольшими задними антикрыльями и более простым аэродинамическим обвесом.
Инженеры старались всеми средствами снизить уровень прижимной силы, чтобы добиться минимального лобового сопротивления. В связи с этим команды в первую очередь прибегли к использованию настолько малых задних крыльев, насколько это вообще разрешают действующие правила.
Однако их размеры влияют на стабильность машины на торможениях, равно как и на её эффективность в скоростных виражах. Таким образом, при небольших антикрыльях ответственность за хороший баланс ложится на другие аэродинамические элементы автомобиля.
Также в Монце команды как правило снижают нагрузку на переднее антикрыло и снимают с шасси различные незначительные элементы аэродинамического обвеса.
RED BULL RACING
В Спа новый аэродинамический пакет команды зарекомендовал себя наилучшим образом, в связи с чем в Монце – где Себастьян Феттель в итоге был неудержим на протяжении всего уик-энда – он не претерпел серьезных изменений.
В команде вновь использовали заднее антикрыло с минимальным углом атаки, но изменения коснулись передней части машины, где конструкция стала еще проще. Каждый из пилотов испытывал свои настройки крыла, главная плоскость которого получила многочисленные прорези, а также отсутствовал привычный каскад из дополнительных открылков.
Интересно, что прорези были сделаны с внешней части крыла, как раз перед шинами - а не со внутренней, ближе к обтекателю.
LOTUS
В Италию Lotus привезла давно ожидаемую версию шасси с удлиненной колесной базой.
Впрочем, оно не лучшим образом отвечает специфичным требованиям этой трассы, так что команда подготовила запасные части для обновления лишь одной машины, которую Кими Райкконен опробовал в пятничных тренировках.
Но подопечные Эрика Булье решили отказаться от его использования в оставшейся части уик-энда, хотя ожидается, что Lotus вернется обновленной версии в финальных гонках сезона - где более эффективная аэродинамика и управляемость принесут больше пользы, чем в Монце.
Помимо изменений в подвеске, носовом обтекателе и днище, которые получил обновленный автомобиль Райкконена, оба пилота использовали E21 с крайне низким уровнем прижимной силы в задней части.
Специально к Монце команда подготовила небольшое заднее антикрыло, ширина главной плоскости которого уменьшилась в два раза и стала практически такой же, как и у подвижного элемента системы DRS. В действительности, плоскость настолько уменьшилась в размерах, что привод DRS выступал за её габариты.
Помимо этого, форма несущей балки заднего антикрыла также стала заметно проще, а от маленького крылышка Y75 ('сиденья для обезьянки') и вовсе решено было отказаться.
Несмотря на в целом более простую конструкцию, команда опробовала маленький дополнительный элемент, смонтированный под нижней плоскостью заднего антикрыла. Правда, после нескольких серий кругов в первой тренировке, в Lotus отказались от этой идеи.
Для обеспечения низкой прижимной силы в задней части машины, переднее антикрыло получило открылки меньших размеров, а ширина каскада его элементов сократилась приблизительно в два раза.
FERRARI
В Ferrari уже давно приступили к испытаниям новой версии переднего антикрыла, которая лишилась привычного каскада из многочисленных элементов.
Как правило, он позволяет добиться большей аэродинамической эффективности в области передних колес, но сейчас же вместо него появилось два простых вертикальных элемента. Каждый из них создает завихрение, призванное направляет снизить лобовое сопротивление и возмущение потока, возникающее при вращении колес.
Чтобы компенсировать потери прижимной силы от более простой формы переднего антикрыла, решено было вернуться к использованию выпуклого прилива в нижней части носового обтекателя, от которого в команде отказались, начиная с середины сезона.
Помимо обновленных передних антикрыльев, в Монце Скудерия также опробовала несколько версий боковых понтонов и задних крыльев с разным уровнем прижимной силы – Фелипе и Фернандо тестировали разные варианты.
MERCEDES
Как и Lotus, Mercedes привезла в Монцу специальную версию заднего антикрыла.
Но, в отличие от команды из Энстоуна, подопечные Росса Брауна сильно отступили от своего прежнего варианта, подготовив радикально новые крыло, торцевые пластины и несущую балку.
Прежде всего, "Серебряные стрелы" представили практически столь же маленький главный элемент заднего антикрыла, как и Lotus.
Однако он все же генерировал небольшое количество прижимной силы благодаря двумя маленькими прорезями, расположенными в верхней кромке торцевых пластин – они позволяли отчасти гасить завихрения, возникающие на задней кромке основного элемента.
С внешней стороны торцевых пластинах также присутствовала большая прорезь, проходящая по переднему контуру: попадая в ней, воздушный поток с внешней части крыла попадал во внутреннюю, обеспечивая большую аэродинамическую эффективность в задней части машины.
Нижняя часть балки крыла получила новый, более сложный профиль. Средняя часть, имеющая глубокий проем, сильно изогнута в профиле, тогда как ближе к торцевым пластинам элемент становится практически плоским.
На контрасте со всеми этими изменениями в задней части машины, в Mercedes продолжили использовать переднее антикрыло с привычным каскадом элементов - а для достижения более низкого лобового сопротивления в Брэкли просто сделали открылки меньших размеров.
McLAREN
На машинах McLaren в Италии использовался аэродинамический обвес, очень похожий на тот, который был в Спа. Помимо этого, начиная со второй тренировки, пилоты использовали передние антикрылья, состоящие из меньшего числа элементов.
SAUBER
Как и на предыдущий этап в Спа, Sauber привезла переднее антикрыло с обновленной конструкцией каскада у торцевой пластины.
В Хинвилле заменили прежнюю версию, состоящую из трех открылков: теперь от торцевых пластин отходит одно простое крылышко с крепящимися к нему небольшими элементами изогнутой формы.
Возможно, эти обновления стали для Sauber последними в сезоне – и они не были подготовлены специально к Монце.