О конфликте с FIA и судьбе Гран При России для других гонок. Большое интервью Стефано Доменикали
Босс Ф1 в интервью комментатору Мартину Брандлу рассказал о своём недовольстве Andretti Autosport, шансах Porsche на участие в чемпионате и разногласиях с FIA…
23 Гран При, шесть спринтов и в общей сложности 29 стартов. Чего вы ждёте от сезона-2023?
Стефано Доменикали: Я думаю, впереди невероятно интересный сезон. Все предпосылки к этому есть. В прошлом году мы убедились, что новый технический регламент сработал: на трассе стало больше борьбы, гонщикам стало проще преследовать друг друга и обгонять. И я надеюсь, что благодаря некоторой эволюции машин – как вы знаете, в этом году изменилась высота днища – гонки станут ещё зрелищнее.
Как, на ваш взгляд, повлияет на Red Bull Racing штраф за превышение лимита расходов? В частности, ограничение работы в аэродинамической трубе…
Стефано Доменикали: Хороший вопрос. Как видим, у команд разное мнение по этому поводу. Есть споры о том, правильно ли вообще выписывать финансовый штраф за нарушение финансовых правил. Но нужно отдать должное FIA как законодательному органу за то, как они отреагировали. До прецедента с Red Bull Racing всегда было много вопросов о том, а что делать с командой, нарушившей лимит расходов.
В конце концов нужно понимать, что ограничение расходов настолько комплексное и масштабное правило, что внедряется в Ф1 постепенно. И скажу честно, я думал, что проблем будет больше.
Как считаете за 2022 год будут выявлены нарушители?
Стефано Доменикали: Мы говорили с FIA о важности доверия в нашем спорте и пришли к выводу, что одно из главных условий – проверка соблюдения правил должна занимать меньше времени, чем в 2022-м. Контроль и сертификацию нужно проводить быстрее, чтобы решать вопросы с нарушителями в кратчайшие сроки.
Мы видим, что в других видах спорта подобная проверка порой занимает слишком много времени, что на мой взгляд слишком затягивает ответную реакцию.
Заявление FIA о нарушении финансового регламента Red Bull Racing
Поговорим о новых командах. Казалось бы, династию Андретти с General Motors и Cadillac должны были бы принять в Формуле 1 с распростертыми объятиями. Что вам не нравится в этом проекте?
Стефано Доменикали: Прежде всего хочу сказать, мы рады всем, кто принесёт пользу нашему чемпионату. Проблема не в отношении к ним, мы уважаем всех потенциальных участников.
Марио и Майкл Андретти не скрывают своего желания участвовать в Ф1, я давно их знаю и очень уважаю. Но, на мой взгляд, не очень умно говорить, что все действующие команды жадные.
Есть чётко установленная процедура, которой нужно следовать, и мы вместе с FIA позаботимся о том, чтобы этот процесс соблюдался. Есть много аспектов, которые нужно учесть, и нам не нужно слишком остро реагировать, потому что кто-то подталкивает систему.
Есть и другие, менее шумные люди, которые хотят участвовать в Формуле 1. Но процесс будет проходить правильно, серьёзно, независимо от того, кто и насколько громко высказывается.
Вас раздражает агрессивный настрой Андретти в СМИ?
Стефано Доменикали: Я открыто и честно обсудил с ними этот вопрос и посоветовал им действовать немного иначе.
Сделка Porsche с Red Bull Racing сорвалась буквально в последний момент. Значит ли это, что мы не увидим немецкий бренд в Формуле 1?
Стефано Доменикали: Проще всего сказать: спросите у них. Но думаю, что Porsche продолжают изучать доступные возможности. Понятно, что чем дальше, чем сложнее им будет найти приемлемый вариант в техническом и финансовом плане. Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы услышим новости от них.
В прошлом году между FIA и Формулой 1 возникли некоторые разногласия по поводу того, кто действительно управляет чемпионатом…
Стефано Доменикали: Когда новый президент FIA вступает в должность, он зачитывает специальный манифест и должен выполнять его положения. Это его план, который он представляет членам федерации, за него голосовавшим.
Но на выполнение этого плана требуется время, ведь необходимо собрать правильную команду специалистов, которые должны сработаться и правильно распределить обязанности. В том числе президент FIA должен определиться с ролью, которую его организация играет в чемпионате мира.
Не секрет, что успех нашего спорта в том, что все занимаются своим делом и правильно выполняют поставленные задачи, чтобы Формула 1 продолжала расти и развиваться. Можно сказать, что любые попытки преувеличивать роль той или иной личности всему этому не способствуют.
Одно из самых нашумевших заявление президента FIA: Формула 1 может быть продана…
Стефано Доменикали: Сомневаюсь, что Формула 1 продаётся. Этот вопрос лучше задать нашим акционерам, но посмотрите, какие большие инвестиции мы вкладываем в чемпионат. На приобретение участка для инфраструктуры трассы в Лас-Вегасе мы потратили $240 млн, а наши общие расходы на этот проект составят около $1 млрд.
Мы очень довольны нынешними положением дел. Я постоянно общаюсь с акционерами, и могу сказать, что они понимают, насколько ценным приобретением для них является Ф1.
Похоже, что теперь Мохаммед бен Сулайем отошёл от повседнего управления дел в Формуле 1. Как вы относитесь к этому решению?
Стефано Доменикали: Мы общались с ним на эту тему. Президент FIA – это большая должность. У него много других дел, гоночных чемпионатов, поэтому должна быть свобода действий. Но, конечно, мы останемся на связи, он будет и дальше принимать участие в решении ключевых вопросов, касающихся будущего Формулы 1.
Письмо юристов Liberty Media сыграло роль в решении президента FIA?
Стефано Доменикали: Нет, просто нам было важно прояснить, кто за что отвечает. Тут даже комментировать нечего, потому что, повторюсь, наш единственный интерес состоит в том, чтобы обеспечить нашему спорту дальнейшее развитие.
Абу-Даби-2021, Япония-2022, когда было непонятно, стал Макс Ферстаппен чемпионом или нет, и другие подобные моменты. В Ф1 нужно навести порядок. Мы не должны так подводить болельщиков…
Стефано Доменикали: Да, вы очень точно сказали – надо навести порядок. Подобная неразбериха недопустима. И чтобы такое не повторялось впредь, каждый из нас должен работать на благо спорта.
Как вы относитесь к запрету гонщикам проводить политические акции и высказываться на политические темы без письменного разрешения FIA?
Стефано Доменикали: Я не верю, что это как-то помешает пилотам общаться с сообществом — это лишь вопрос уважения. Что мне не нравится, так это когда кто-то пытается совершать нападки на другого. Вот это действительно неправильно.
Никто не будет мешать пилотам, если только они не собираются заниматься политикой. Ведь все мы занимаемся спортом. Однако привлечь внимание к определённым темам, которые находятся в центре обсуждения, на мой взгляд, не составит проблем. Уверен, что FIA разделяет это мнение.
Мы время от времени слышим разговоры о проблемах с соблюдением прав человека в некоторых странах, где проходят гонки Формулы 1. Как вы относитесь к подобным заявлениям?
Стефано Доменикали: Нас очень заботит этот вопрос. Кроме этого, в контрактах прописаны чёткие условия: если что-то пойдёт не так, мы можем немедленно прекратить отношения. За этим следят независимые аудиторы.
Как гонщики Формулы 1 едва не бойкотировали Гран При Саудовской Аравии. Хроника
Т.е. вы исключите Гран При из календаря, как гонку в России, если будут недовольные соблюдением прав человека в стране?
Стефано Доменикали: Ответ очень простой – да.
Вы третий год во главе Формуле 1. О чём-нибудь жалеете?
Стефано Доменикали: Сожалею – слишком громкое слово. Были в предыдущие два года ситуации, в которых я сейчас поступил бы иначе. Но это нормально, это часть опыта – ничего общего с сожалением.
Источник: Официальный Youtube-канал Sky Sports F1