Всё по-взрослому, или Пять прорывов на зимних тестах в Формуле 1

Иван Беликов
22 февраля 2023 в 19:30
Фото: Honda F1

Когда скорость машины на предсезонке – нечто большее, чем просто приманка для спонсоров…

Лучшее время на круга на зимних тестах – вещь достаточно условная. Команды работают по разным программам, с разным уровнем топлива и шинами, да и температура воздуха и асфальта не всегда одинаковая, что тоже усложняет сравнение результатов. Кто-то просто шифруется, а кто-то, наоборот, привлекает внимание спонсоров, штампуя быстрые круги на пустых баках. Но иногда высокая скорость на предсезонке становится предвестником большого прорыва. В преддверии тестов в Бахрейне AUTOSPORT.com.ru собрал пять самых ярких историй за последние 20 лет.

Ferrari, 2017 год

© Ferrari
Фото: Ferrari

В последние пять-шесть лет команда Ferrari столько раз задавала темп на предсезонке, а потом провалила сезон, что в шутку красных стали называть чемпионами зимних тестов. Помните, как в 2019-м машину из Маранелло даже прозвали «красным дрэгстером», «зверем»? Начинался чемпионат, и от всех этих высоких ожиданий не оставалось и следа. Но был как минимум один год, когда ожидания всё-таки совпали.

В 2017 году на предсезонных тестах в Барселоне Себастьян Феттель и Кими Райкконен возглавили четыре из восьми дней, ещё дважды заняли второе место и один раз – третье. Проще говоря, с первых строчек протокола пилоты Ferrari просто не слазили. Причём привезли они 0,6 секунды всем во главе с Mercedes. Скудерия вернулась после провального сезона-2016, за который не выиграла ни одной гонки и всего четырежды финишировала выше третьего места?

«Уже на зимних тестах мы понимали, за какие позиции сможем бороться», – заявил тогдашний руководитель Ferrari Маурицио Арривабене.

Что было дальше: «Красные» действительно выдали мощный старт сезона – выиграли две из трёх первых гонок. Ещё одну победу Феттель добавил в копилку команды на Гран При Монако, где Ferrari не побеждала ни много ни мало с 2001 года. И как раз тогда, в конце весны, Скудерия впервые с сезона-2008 возглавила оба зачёта чемпионата мира. А к летнему перерыву в августе команда набрала почти на сотню очков больше, чем 12 месяцами ранее – 318 против 224. Впервые с начала гибридной турбоэры кто-то смог бросить вызов Mercedes.

Увы, в заключительной трети сезона сказка закончилась. Ferrari сильно отстала от «Серебряных стрел» в темпах доработки машины, потеряла уйму очков из-за столкновения Феттеля и Райкконена в Сингапуре и поломки машины Себа в Сузуке. Из оставшихся гонок они выиграли только одну, в Бразилии, когда Хэмилтон и Mercedes досрочно забрали оба титула. Чем не памятка о том, что хороший базис на тестах и в начале сезона ничего не гарантирует в конце года?

Феттель уходит из Ferrari. Пять причин, которые помешали Себу стать новым Шумахером

Sauber, 2012 год

© Sauber Group
Фото: Sauber Group

По зимним тестам в 2012 году сложно было делать какие-либо выводы. Плотность результатов зашкаливала – зачастую по итогам дня в 0,6 секунды оказывались шесть команд. А на первой строчке протокола за 12 дней побывали восемь из 12-ти коллективов, не считая аутсайдеров HRT, Marussia, Caterham и, что интересно, McLaren, которая дальше по ходу года выиграла восемь гонок.

Но если кого-то и стоило выделить, так это Sauber. Швейцарская команда, двумя годами ранее оставшаяся без поддержки BMW, возглавила два дня тестов в Барселоне, дважды стала второй и ещё один раз побывала на третьей строчке. Т.е. шесть из восьми тестовых дней на каталонской трассе Sauber завершила в первой тройке. Неплохо для команды, которая в предыдущем сезоне стала лишь седьмой в Кубке конструкторов. Хотя, конечно, скептики твердили, что дело в отсутствии весового балласта, пустых баках и игре на публику.

Что было дальше: «С31 – лучшая машина из тех, которые с 1993 года создавала Sauber», – заявил в середине сезона-2012 Петер Заубер. Основатель и владелец команды был прав на все 100%. Машина, сконструированная Джеймсом Ки, действительно удалась на славу.

Да, тягаться с фаворитами Red Bull Racing, Ferrari, McLaren и Lotus было тяжело. Но в плане расхода шин C31 была на высоте, и во многом за счёт этого качества Серхио Перес заехал на подиумы в Канаде и Италии. А под дождём в Малайзии мексиканец вообще до последних кругов боролся за победу с Фернандо Алонсо. Камуи Кобаяши устроил праздник японским болельщикам, поднявшись на подиум на Сузуке.

Для понимания масштабов успеха: за три десятка лет в Формуле 1 Sauber десять раз финишировала на подиуме в качестве независимой команды, и четыре из этих случаев пришлись как раз на сезон-2012. А в следующий раз выше седьмого места в Кубке конструкторов команда поднимется лишь через девять лет, в 2022-м.

BAR, 2004 год

© Honda F1
Фото: Honda F1

Команда-середнячок BAR-Honda знатно пошумела на зимних тестах в 2004 году. Коллектив, за пять лет своего существования всего дважды финишировавший на подиуме, штамповал лучшее время круга на каждых коллективных тестах. В отдельные дни Дженсон Баттон и Такума Сато привозили всем по секунде!

Только вот в такую скорость машины 006 мало кто верил. Большинство фанатов и аналитиков сходились в том, что британская команда просто дурачит всех: ездит без весового балласта и старается привлечь внимание потенциальных спонсоров.

«Я гарантирую вам, что уже на пятницу в Мельбурне они окажутся на своих привычных позициях», – заявил тогда в эфире радио «Маяк» российский комментатор Формулы 1 Алексей Попов.

Что же, в Мельбурне команда действительно не блистала скоростью, и Баттон с грехом пополам финишировал в топ-6, проиграв больше минуты победителю Михаэлю Шумахеру, а Сато занял только девятое место. Но та гонка стала одной из худших для BAR Honda в сезоне, и уже на следующем этапе в Малайзии Баттон впервые в карьере финишировал на подиуме. А ещё через две гонки, в Имоле, англичанин впервые стартовал с поула.

Что было дальше: За сезон BAR 11 раз финишировал в первой тройке – было бы и больше, если бы не регулярные аварии и вылеты Сато, добравшегося до топ-3 только в Индианаполисе. Из-за доминирования Ferrari выиграть гонку не получилось. Но в Кубке конструкторов вчерашний середняк занял второе место, а Баттон стал третьим в личном зачёте и уступил только непобедимому Шумахеру и второму номеру Скудерии Рубенсу Баррикелло. А ведь после предсезонных тестов в них не верили от слова «совсем».

Пиастри и не снилось. Как Дженсон Баттон чуть не убежал из BAR, а потом сбежал от Williams

Renault, 2005 год

© Renault
Фото: Renault

Заводская команда Renault ударно провела подготовку к сезону-2005. Фернандо Алонсо и его новый напарник Джанкарло Физикелла, а также тест-пилот Франк Монтаньи, регулярно оказывались на первых строчках коллективных заездов. Причём на тестах в Хересе и Валенсии их преимущество достигало 0,6-0,8 секунды.

«Я доволен скоростью нашей новой машины, но с надёжностью надо что-то делать», – сказал Алонсо по итогам тестов.

Что было дальше: Вряд ли даже в Энстоуне представляли, как успешным будет для них сезон. Команда Флавио Бриаторе одержала четыре победы подряд на старте чемпионата и дальше выиграла ещё четыре гонки. Там, где не хватало скорости, они побеждали за счёт надёжности и слаженности действий, тогда как их основные конкуренты из McLaren, наоборот, потеряли, как минимум пять побед из-за поломок машины и моторы.

Досрочная победа Алонсо в чемпионате на Интерлагосе и командный титул Renault в финале сезона в Шанхае стали вполне закономерным результатом. Испанский гонщик и французская команда прервали пятилетнее доминирование Михаэля Шумахера и Ferrari.

Кими и MP4-20. Победа или поражение?

Brawn GP, 2009 год

© F1
Фото: F1

Можно ли ждать прорыва от команды, которая завершила предыдущий сезон на девятом месте в Кубке конструкторов с 14 очками, осталась без хозяев в межсезонье и была выкуплена менеджментом за символическую сумму в $1? Ах да, ещё новую машину они выкатили на трассу за две недели до начала сезона. Как признал в одном из интервью Росс Браун, пределом мечтаний после тяжелейшей зимы для них был просто финиш в первой гонке.

Но на тестах BrawnGP, построенная на останках заводской Honda, продемонстрировала нечто невероятно: четвертое время в первый день тестов в Барселоне, третье – во второй, первое – в третий и снова первое, но уже с рекордом круга и отрывом 0,6 секунды. Надёжность тоже была на высоте: Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло проезжали в день по 100 кругов.

«Захожу я в боксы вечером после тестов, механиков рядом с машиной нет. Думаю, странно. Потом вижу: они всё уткнулись в телефоны и делают букмекерские ставки на нас», – рассказал спортивный директор Рон Мидоуз в книге Survive. Drive. Win.

Что было дальше: Команда, для закрытия которой в ноябре 2008-го в Англию приехала делегация из 13 представителей компании Honda, вышла на старт, увидела и победила. Пять поулов, восемь побед, четыре дубля и 15 подиумов! На Интерлагосе, за один этап до конца сезона, Дженсон Баттон стал чемпионом, а BrawnGP завоевала Кубок конструкторов.

Сказка о золушке? Нет, скорее, сказ о недальновидных японцах, которые вложили в команду невероятное количество денег, построили четыре аэродинамические трубы и для сезона-2009 разработали три параллельных проекта, выделив под каждый отдельную бригаду и в итоге выбрав лучший. Можно только догадываться, сколько раз в Honda пожалели о своём решении.

Где и как смотреть предсезонные тесты Формулы 1 в 2023 году?

Удивит ли кто-нибудь на зимних тестах-2023 в Бахрейне? Может, Mercedes «выстрелит» после провального прошлого сезона, или лидеры средней группы Alpine и McLaren замахнутся на лидерство, а то и Aston Martin с Фернандо Алонсо? Узнаем в ближайшие три дня.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle