Сергей Сироткин: Мне нравится идеология GP2
В прошлом году Сергей Сироткин успешно дебютировал в серии GP2. Гонщик SMP Racing, уже побывавший в роли тест-пилота команды Sauber в Формуле 1 в 2014 году и отлично проявивший себя на тестах и во время свободных заездов на Гран При России, закончил свой дебютный сезон в GP2 на третьей позиции, одержав победу в субботу на Сильверстоуне и пять раз поднявшись на подиум.
Мало кому удаётся сразу так быстро поехать в серии GP2, тем более, что Сергей выступал за не самую сильную команду – Rapax. Обычно пилотам требуется много времени, чтобы привыкнуть к специфическим машинам этой гоночной серии и раскатиться. И лишь единицы, такие, как наш Сергей Сироткин или Стоффель Вандорн, сразу поехали быстро в GP2, после перехода серии на новые шасси в 2011 году.
Как сегодня стало известно, в следующем году Сергей продолжит выступать в серии GP2. В 2016 году он станет пилотом одной из сильнейших команд не только этого чемпионата, но и всего мира молодёжных формул – ART Grand Prix. Кроме этого, сейчас россиянин ведёт переговоры с несколькими командами Формулы 1 о месте третьего пилота.
В интервью специальному корреспонденту AUTOSPORT.com.ru Сергей рассказал о своих планах, поделился ощущениями от первого сезона и поведал много интересного об особенностях гонок в серии GP2.
Расскажи о прошедшем сезоне. Что было самым главным, что больше всего впечатлило, какие были самые хорошие моменты?
Сергей Сироткин: Было много и позитивных моментов, и не совсем. К сожалению, было и много неудач, и происходили они в очень неудобные для нас моменты, когда мы могли заработать много очков. Из-за этого мы не взяли всего, что могли. Потом, когда наступила часть чемпионата с подходящими для нас трассами, уже было трудно обратно что-то отыграть. Вроде уже и удача была более или менее на нашей стороне, но темпа не было.
Мы, наверное, сделали максимум, мы и так много раз прыгали выше головы, но не совсем получилось закончить сезон на высокой ноте. Тем не менее третье место по итогам года и для меня и для команды Rapax – это очень хорошо.
Почему машине не подходили некоторые трассы?
С.С.: На самом деле, хотя машины у всех одинаковые, но по ощущениям между машинами в разных командах и по настройкам разница настолько колоссальная, что когда ты проводишь тесты в разных коллективах и пробуешь разные машины, то ощущение такое, будто ты едешь в другой гоночной серии.
Какие-то машины лучше ведут себя в каких-то определённых типах поворотов, другие, наоборот, но они выигрывают в других частях трассы. И это соотношение поворотов достаточно сильно влияет на итоговый результат, поэтому, логично предположить, что мы не могли быть быстры на всех трассах.
Это связано с особенностями шасси? Ведь говорят, что двух одинаковых гоночных машин не бывает... Или больше всё же с базой по настройкам, которая отличается в разных командах? И насколько сильно она отличается?
С.С.: Само собой, может быть, и у шасси какие-то отличия есть, плюс-минус, но это именно абсолютно разные подходы команд к работе с настройками. Я провёл три дня тестов в разных командах, и поверьте, все три дня машины были настолько разные, что я как будто проехал в трёх разных гоночных сериях, похожих на GP2. Это всё настолько сильно отличалось от того, к чему я привык в команде Rapax, что первые два часа утром я буквально вкатывался, потому что машина была совершенно другая.
Мне известно, что, например, в Мировой серии Renault 3.5 команды сильно отличаются по уровню. Где-то действительно хорошо организованный штаб инженеров, хорошее оборудование, всё чётко и слажено, где-то всё более «кустарно». Как с этим обстоит дело в GP2?
С.С.: Эти серии трудно сравнивать. Это связано с тем, что машина в Мировой серии очень специфическая. Поэтому там разница между командами больше. В GP2 она тоже, само собой, есть. От этого никуда не денешься. Не могу объективно утверждать, что она принципиально меньше, но всё-таки мне кажется, что она меньше. Здесь отстающие коллективы чуть-чуть сильнее, чем отстающие коллективы в Мировой серии. Может быть, машина понятнее в общих чертах, поэтому с ней легче работать.
С одной стороны, машины GP2 и Мировой серии 3.5 очень близки по скорости, но понятно, что они разные, разная резина, разная философия аэродинамика. В чём они отличаются с точки зрения пилотирования?
С.С.: Мировая серия 3.5, на мой взгляд, чем-то напоминает Формулу 3 и это как раз то, что мне совершенно не нравилось. Учитывая возможности шасси ФR3.5 (Dallara T12 – прим.), у этих машин слишком много прижимной силы. При этом мотор там не отличается особой мощностью, к тому же, на прямой из-за больших крыльев сильное сопротивление воздуха.
Из-за такого уровня прижимной силы в Мировой серии для пилотирования этих машин на каждой трассе был определенный идеальный шаблон того, как должна вести себя машина, и как должен ехать пилот. То есть ты не можешь привнести ничего своего из своих особенных черт. Ты должен всё время равняться на какой-то шаблон, на базовый ориентир, и кто лучше всё это повторит, тот и будет самым быстрым.
На мой взгляд, это совершенно неправильная идеология гоночной машины и серии в целом, поэтому мне это не очень нравилось и не очень подходило.
В серии GP2 многие пилоты жалуются на резину Pirelli. В частности на то, что она быстро "уходит" и её приходится сильно экономить. Как ты к этому относишься?
С.С.: Да, резина быстро "уходит". Но я быстро с ней сладил, и, на мой взгляд, она по своему поведению мне показалась понятнее, чем Michelin. Я не говорю, что она лучше, она быстрее расходуется, деградация намного серьёзнее. Но лично мне удаётся с ней достаточно легко попадать в нужные круги, в точные моменты, понимать, как она расходуется, я точно понимаю, что происходит с резиной. В Мировой серии, я не могу сказать, что настолько хорошо контролировал этот процесс, хотя резина там в этом плане должна была быть легче.
Лично мне нравится эта идеология в GP2. Да, здесь падает темп по ходу гонки, но в квалификации ты должен показывать максимальную скорость, а в гонках... Почему нет? Ведь можно оценить, как кто работает с резиной. Опять же, это интересно для команд. В каких-то командах такие настройки, что машина очень быстра на одном круге, но у них быстро расходуется резина и не хватает на гонку. Может, конечно, это сделано чуть более резко, чем нужно, но в целом мне нравится этот подход.
После успешных тестов в Формуле 1 и свободных заездов в Сочи, которые ты проехал в темпе действующих боевых пилотов, потом, когда ты пересаживаешься обратно за руль молодёжных формул, это даёт какое-то преимущество? Ведь ты пилотировал более быструю машину и, может быть, что-то уже по-другому понимаешь?
С.С.: Для молодёжных серий, это, скорее, даёт только то, что ты получил дополнительное время за рулём гоночной машины. Но именно для тебя, как для пилота молодёжной серии, это даёт не так много. Скорее, это в целом развивает твои навыки, но можно ли использовать дополнительный опыт, дополнительную информацию, которую ты узнал в Формуле 1, в машине молодёжной серии, трудно сказать.
Расскажи о планах на следующий сезон, ты остаёшься в GP2?
С.С.: Да, у нас есть контракт с командой ART Grand Prix, о чём было объявлено сегодня, и за эту команду я буду выступать в 2016 году.
Ты ведешь переговоры с командами Формулы 1?
С.С.: Конечно. Пока, наверное, ещё рано говорить. И, может, не до начала сезона, но где-то весной мы надеемся, что найдём то, что необходимо, и тогда сможем заключить хороший контракт третьего пилота. Предложения есть от нескольких команд.
Владимир Башмаков для AUTOSPORT.com.ru