Финишная черта. Итоги ралли-марафона Дакар-2021

15 января в 23:29
Фото: Dakar

Спустя 30 лет после своей первой победы на Дакаре, одержанной на мотоцикле, Стефан Петерансель добавил в свою коллекцию 14-го «Золотого Бедуина» и стал первым в истории гонщиком, выигравшим главный ралли-марафон планеты на трех разных континентах. А Кевин Бенавидес вписал своё имя в историю как первый южноамериканец, победивший в мотозачете, тогда как его соотечественник Мануэль Андухар стал сильнейшим среди квадроциклистов. В мотовездеходах, как и в 2019-м, доминировал чилиец Франсиско Лопес. Ну а подиум в категории грузовиков в полном составе заняла российская команда КАМАЗ-мастер во главе с Дмитрием Сотниковым, впервые выигравшим Дакар.

После 12 этапов и более 8000 километров, пройденных с 3 января, долгожданного финиша в Джидде достигли 64 мотоцикла, 11 квадроциклов, 50 автомобилей, 43 багги и 32 грузовика. Ещё 16 участников завершили ралли-марафон, воспользовавшись правом вернуться в гонку в зачете Dakar Experience после схода.

Мотоциклы: Бенавидес на вершине

Наверное, дело не в том, что он перекрасился в блондина, но в этом году Кевин Бенавидес изменился… и победил! Его предыдущие четыре участия на Дакаре состояли из взлетов и падений: стремительный дебют в 2016-м, когда он остановился в шаге от подиума, обидное второе место после досадной навигационной ошибки в 2018-м в родном городе Сальта, стоившей ему победы. Да и на нынешнем Дакаре аргентинцу тоже пришлось через многое пройти. На пятом этапе он упал и сломал нос, ушиб лодыжку, что не помешало ему выйти в лидеры генеральной классификации. Правда, лидировал он недолго – уже на следующий день откатился назад и занял выжидательную позицию. После драмы напарника по Honda Начо Корнехо Бенавидес вернулся на вершину турнирной таблицы и выдержал напряженный поединок с Сэмом Сандерлендом до последних километров предпоследнего этапа. К тому же не стоило сбрасывать со счетов его американского напарника Рики Брабека, ставшего в итоге вторым и обеспечившего Honda первый победный дубль на Дакаре с 1987 года, когда два первых места заняли Сирил Невё и Эди Ориоль.

В зачете Original by Motul, где участники ехали без технической поддержки команд, победил литовский мотогонщик Арунас Гелазнинкас, опередивший на час прошлогоднего триумфатора Эмануэля Гиенеса.

Кевин Бенавидес © Dakar
Кевин БенавидесФото: Dakar

Квадроциклы: Аргентинец, да не тот

Не только в категории мотоциклов победа осталась за Аргентиной. Среди квадроциклистов сильнейшим также стал гонщик из этой южноамериканской страны. Само по себе это ничуть не удивительно, учитывая, что в категории квадроциклов с момента её запуска в 2009-м аргентинцы выиграли шесть раз. Но победы, скорее, ждали от Николаса Кавильяссо. И действительно после невыразительного старта победитель Дакара-2019 захватил инициативу и на день отдыха отправился лидером. Но поломка мотора на марафонском этапе выбила его из гонки. Тут и вышел на первый план другой аргентинец, который до этого уже победил на этапе и сидел в засаде, ожидая своего шанса взять ход гонки под свой контроль.

Мануэль Андухар © Dakar
Мануэль АндухарФото: Dakar

Автомобили: «У Мистера Дакара» всё под контролем

Легких побед на Дакаре не бывает, но если кто и может опровергнуть это утверждение, так это Стефан Петерансель. Судите сами, претендентов на победу и как минимум на подиум перед стартом было предостаточно: Себастьен Лёб, Жиниель Де Вильерс, Мартин Прокоп, Ясир Сейдан, Матье Серрадори, Бернхард Тен Бринке и много других достойных гонщиков. Но уже к третьему этапу всё свелось к противостоянию Петеранселя со своими товарищами по прошлогоднему подиуму. А после неудачи Карлоса Сайнса у француза по сути остался один конкурент – Нассер Аль-Аттия. Катарец выиграл в общей сложности шесть спецучастков, включая пролог, и оказывал жесткий прессинг. Но Петерансель выдержал натиск, а за три дня до финиша вместе со своей единственной победой на этапе увеличил свое преимущество с 4 минут и 50 секунд до 18 минут. Большего ему не требовалось, чтобы в 14-й раз выиграть Дакар.

Расстроенный Карлос Сайнс обеспечил X-Raid Mini двойной подиум, тогда как напарник Аль-Аттии Якуб Пшигонски повторил свой лучший результат, финишировав четвертым, хотя, конечно, для Toyota это стало слабым утешением. А вот где действительно могут быть довольны, так это в Bahrain Raid Xtreme – в дебютном для команды Дакаре Нани Рома занял пятое место.

Нассер Аль-Аттия, Стефан Петерансель и Карлос Сайнс © Dakar
Нассер Аль-Аттия, Стефан Петерансель и Карлос СайнсФото: Dakar

Мотовездеходы: Доминатор Чалеко

В своем десятом по счету Дакаре Чалеко Лопесу пришлось иметь дело с новичками категории мотовездеходов, каждый из которых был быстрее другого. Дважды выигравший на этапах Сет Кинтеро, как и Крис Мик, а также Кристина Гутьеррес, ставшая первой девушкой за последние 15 лет, которой покорился спецучасток Дакара. И всё же опытный чилиец хорошо понимал, когда стоит атаковать, а когда – нет. До начала шестого этапа он демонстрировал образцовую стойкость. Да и потеря часа из-за поломки не выбила его из колеи. Лопес выиграл три следующих этапа и вернулся на вершину генеральной классификации, отыграв 36 минут отставания от Арона Домзалы. В дальнейшем он с каждым днем отрывался всё дальше, тогда как молодые соперники Сет Кинтеро, Арон Домзала и Остин Джонс один за одним ошибались, и обеспечил себе вторую победу на Дакаре после 2019 года.

Франсиско Лопес © Dakar
Франсиско ЛопесФото: Dakar

Грузовики: Первая победа Сотникова

С 2017 года Дмитрий Сотников неизменно выигрывал на Дакаре минимум по одному этапу и потому вполне обоснованно считался одним из главных фаворитов перед стартом в Джидде. И если в прошлом году другой гонщик КАМАЗ-мастер Андрей Каргинов доминировал, выиграв семь этапов, то Сотников взял титул путем стабильных результатов. 11 из 12 этапов он завершил в первой тройке, единственным исключением стал лишь предпоследний СУ, где Дмитрий финишировал четвертым. И тогда как в этот раз Каргинов потерял полтора часа уже на первом этапе, Сотников со старта возглавил генеральную классификацию и никому больше не уступил лидерство. Для КАМАЗа эта победа стала 18-й по счету на Дакаре и пятой подряд.

Ильгиз Ахметзянов (механик), Дмитрий Сотников (гонщик) и Руслан Ахмадеев (штурман) © КАМАЗ-мастер
Ильгиз Ахметзянов (механик), Дмитрий Сотников (гонщик) и Руслан Ахмадеев (штурман)Фото: КАМАЗ-мастер

Перформанс

Соперникам изначально следовало воспринимать его всерьез. Сет Кинтеро присутствовал в списке участников ещё год назад, но тогда не смог выйти на старт, поскольку не получил водительские права – на тот момент ему было 17 лет. Но он пообещал вернуться через год и показать, на что способен. Что же, сказал – сделал. Хотя гонщик Red Bull и выбыл из числа претендентов на победу, потеряв десять минут на девятом этапе, он оставил о себе очень благоприятное впечатление. Кинтеро стал самым молодым гонщиком, победившим на спецучастках Дакара, причем дважды. Впечатляющий дебют!

Сет Кинтеро © Dakar
Сет КинтероФото: Dakar

Тяжелый удар

На двух предыдущих Дакарах хотя бы один гонщик заводской команды Yamaha финишировал в первой десятке мотозачета. Но в этом году у «Синих» пять сходов! Кошмар начался на втором этапе с поломки мотоцикла Эндрю Шорта, затем выбыл Джейми Маккэнни, которого также подвела техника. В строю остались Росс Бранч, Франко Каими и Адриен ван Беверен. Первым из этой тройки выбыл Кайми, со слезами покинувший гонку после падения. На следующий день такая же участь постигла и Бранча. Ван Беверен оставался последней надеждой Yamaha. И команда даже перестраховалось – заменила мотор, пусть и ценой потери 15 минут. Но в начале финального этапа неудача всё-таки постигла француза – спустя полчаса тщетных попыток устранить поломку он был вынужден сдаться.

Адриен Ван Беверен © Dakar
Адриен Ван БеверенФото: Dakar

Статистика: 19

19 лет назад в своем третьем по счету Дакаре польский мотогонщик Марек Дабровски финишировал 21-м. А на финише нынешнего ралли-марафона он приветствовал своего сына Конрада, которому привил страсть к Дакару и, конечно, передал, знания и опыт, пригодившиеся Дабровски-младшему. И юный гонщик в своем дебюте финишировал 28-м в генеральной классификации мотоциклов. Что сказать, это подвиг! Большая загадка, как молодое поколение гонщиков так быстро адаптируется в самом физически сложном классе на Дакаре. Одно можно сказать с уверенностью: самородок из Варшавы, который готовится поступить в университет, уже привлек внимание заводских команд. Такие таланты появляются не каждый год.

Конрад Дабровски © Dakar
Конрад ДабровскиФото: Dakar

Минутка классики

В начале 80-х первые попытки Ива Санхилла довести две багги своего производства до Розового озера не увенчались успехом. Спустя 40 лет две его машины успешно доехали до берега Красного моря в Джидде в рамках зачета Классика Дакара. Мало того, Майк Дуттон выиграл этот зачет.

Финиш Дакара-2021 © Dakar
Финиш Дакара-2021Фото: Dakar

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle