Секрет успеха. Зачем производителям машины категории TCR
Сколько бы ни участвовало в WTCR пилотов и какие бы марки они не представляли, выигрывают всё равно гонщики на Hyundai. Второй сезон Кубка мира по туринговым гонкам завершился очередным триумфом спортсмена на Hyundai i30 N TCR, зато в командном зачёте победа досталась дебютировавшему в 2019 году в серии китайскому автопроизводителю Lynk & Co! И можно ли назвать такой чемпионат скучным?..
Один из главных парадоксов современного автоспорта — разница в количестве автопроизводителей, представленных в чемпионатах мира и сериях, не имеющих этого статуса. Пока в мировых первенствах представленные бренды можно перечесть по пальцам одной руки, в Формуле E и WTCR отбоя от марок нет. Попробуем разобраться, в чём секрет такой популярности туринга TCR у автомобильных компаний.
На самом деле у Формулы E и WTCR много общего — оба этих турнира используются марками для продвижения своих продуктов для «гражданского» рынка. Правда, если в электрической серии работа идёт на перспективу, поскольку дорожные электромобили только-только набирают обороты, то в кузовном первенстве компании представлены уже серийными и вовсю продающимися на рынке моделями. А лучшей рекламы, чем победа над непосредственными конкурентами в гонках, не найти. Другое дело, что далеко не у всех построенных по регламенту TCR автомобилей одинаковая судьба…
Alfa Romeo Giulietta
В 2019 году итальянская марка вернулась в Формулу 1 с заводской командой, но в кузовные гонки, где бренд имеет многолетнюю славную историю, возвращаться не торопится. Это упущение исправила частная компания Romeo Ferraris, известная тюнинг-проектами и гоночными машинами собственной разработки. Хэтчбек Giulietta, созданный по требованиям TCR, вернул марку в туринг, но… Модель на фоне остальных конкурентов, откровенно говоря, не блещет результатами, хотя имеет в своем активе победы в гонках.
Поэтому-то Alfa Romeo пусть и представлена в нескольких сериях TCR, но считанными машинами. Для Romeo Ferraris постройка и обслуживание таких автомобилей — бизнес, а для самой Alfa Romeo — ровным счётом ничего, ибо на статус марки невыразительные выступления не влияют, ведь формально никакого отношения гоночная техника к бренду не имеет.
Audi RS3
Немецкая марка — полная противоположность Alfa Romeo. В распоряжении специалистов Audi гигантские ресурсы, позволяющие с нуля разработать эффективную гоночную машину, а затем обеспечить её поддержку на протяжении всего жизненного цикла силами подразделения Customer Racing. Так что стоит ли удивляться тому, что седан RS3 стал одной из самых популярных моделей категории TCR в мире и каждый уик-энд прославляет компанию по всей планете? Для Audi этот проект является одновременно и имиджевым, и коммерческим. Причём одинаково успешным с обеих точек зрения.
Cupra Leon
Бренд Cupra, выросший из наименования «заряженных» моделей SEAT, вовсе может считать прародителем TCR, поскольку в своё время именно монокубок SEAT Leon натолкнул на идею разработки нового технического регламента. Учитывая, что на заре становления нового первенства этот хэтчбек был чуть ли не единственным, то его распространённость и востребованность у гоночных команд более чем объяснима. Плюс ресурсы концерна Volkswagen Group, обеспечивающие постоянное развитие машины и отличную работу с клиентами. В сумме получается быстрый гоночный автомобиль, приносящий прибыль его создателям и успехи покупателям.
Honda Civic Type R
Японская марка традиционно участвует в кузовных сериях, где представлена подготовленной J.A.S. Motorsport техникой. Естественно, что итальянская компания, являющаяся давним партнёром Honda, не могла остаться в стороне от перспективного регламента TCR, поэтому с момента появления турниров по этим правилам подготовила аж два поколения хэтчбеков Honda Civic Type R, представленных во множестве национальных и международном чемпионатах. Для J.A.S. Motorsport подготовка машин по требованиям TCR — это бизнес, а для Honda — бюджетная возможность представлять свой бренд в кузовных гонках, где марка имеет долгую и успешную историю. Тем более, что модели и поколения FK2, и генерации FK8 весьма неплохо выступают в серии.
Hyundai i30 N/Hyundai Veloster N
Ситуация с корейским автопроизводителем — типичный пример господства маркетинга в принятии решений. В мировом автоспорте на более-менее серьёзном уровне компания начала выступать уже в 2000-е годы, но зато сразу распахнула дверь в гонки ударом ноги. И пусть в WRC она ещё не завоевала все возможные титулы, зато в WTCR в первый же сезон стала чемпионом в личном и командном зачётах. В 2019 чемпионом Мирового Туринга снова стал пилот, выступающий на машине корейской марки. А всё потому, что у Hyundai есть и необходимые средства для столь масштабной гоночной программы, и модель i30 N — первый в истории бренда «горячий» хэтчбек, который надо было продвигать на глобальном рынке.
Норберт Мичелис – чемпион мира WTCR 2019 года
В итоге результаты превзошли все ожидания — дорожный Hyundai i30 N бьёт рекорды популярности, а гоночный Hyundai i30 N TCR побеждает практически во всех турнирах, где представлен. Что до Veloster N TCR, то это с технической точки зрения всё тот же успешный i30 N TCR, но лишь в другом кузове. И представлена модель в гонках в США всё по тем же соображениям маркетинга — на американском рынке нет «гражданского» Hyundai i30 N, поэтому и в гонках представлен спортивный вариант Hyundai Veloster N.
KIA ceed
Появление регламента TCR подтолкнуло австрийского раллиста Манфреда Штоля силами собственной компании STARD (Stohl Advanced Research and Development) подготовить гоночный хэтчбек KIA сeed. Интересная идея в итоге особого энтузиазма у потенциальных клиентов не вызвала, так что проект оказался одним из самых малопопулярных среди всех созданных по правилам TCR машин. Хотя, учитывая большую долю унификации между моделями Kia и Hyundai, а также наличие «брата» в лице i30 N, гоночный вариант Ceed нового поколения мог бы громко заявить о себе.
Но частная фирма такой проект не потянула, а заводское гоночное подразделение корейского концерна особым желанием помогать конкурентам не горит. В итоге STARD смогла заявить о себе на весь мир в связи с KIA ceed TCR, да вот только конвертировать это в осязаемые результаты вроде продаж машин или успехов в гонках не сумела.
Lada Vesta
Свернув программу в чемпионате мира WTCC, АвтоВАЗ сосредоточил свои усилия на национальной серии РСКГ. Марка Lada представлена в нескольких классах, включая топовую категорию Туринг, где участвуют автомобили по регламенту TCR — соответственно, в Lada Sport вынуждены были делать новую модель по этим требованиям. Так на свет появилась Vesta TCR, а потом и Vesta Sport TCR. Однако, российские седаны представлены в гонках только в двух странах — естественно, в России и… в Германии!
Команда Lubner Motorsport сначала выставляла свою Lada в серии VLN, многочасовые гонки которой проходят на культовой «Нордшляйфе», а в 2019-м дебютировала с Vesta в первенстве ADAC TCR Germany. И хотя АвтоВАЗ не оказывает никакой помощи Lubner Motorsport, оба проекта работают исключительно на имидж российской марки, поскольку планов делать клиентские Lada Vesta Sport TCR у подразделения Lada Sport пока нет, а существенно повлиять на продажи дорожной Lada Vesta Sport успехи в РСКГ вряд ли помогут.
Lynk & Co 03
О стереотипах, связанных с китайскими автомобилями, стоит понемногу забывать. Сейчас у концернов из Поднебесной достаточно средств, чтобы нанимать лучших мировых специалистов, а то и вовсе скупать целые марки. Так, например, поступил концерн Geely, который сейчас помимо прочего владеет марками Volvo и Lotus, а также собственным суббрендом Lynk & Co.
Для его продвижения в Европе и мире выбрали участие в мировом турнире WTCR, а чтобы сразу добиться успеха марка наняла опытнейших туринговых гонщиков и привлекла к работе над гоночным седаном 03 компанию Cyan Racing. За этим именем скрывается подразделение Polestar — придворное тюнинг-ателье Volvo, представлявшее шведскую марку во множестве серий, включая WTCC, где они стали чемпионами. Поскольку Volvo принадлежит Geely, то и Cyan Racing находится в полном распоряжении китайской марки. У концерна есть деньги и желание раскрутить новый бренд, поэтому Lynk & Co и дебютировал в мировом первенстве в сезоне-2019. Причём сделал это столь успешно, что позавидовать этому может и Hyundai.
Mazda3
Из крупных автопроизводителей Mazda одной из последних решила прийти в гонки TCR — в 2019 году фирма показала подготовленный по требованиям класса хэтчбек Mazda3 нового поколения, который выйдет на трассы в сезоне-2020. Основным рынком для своей гоночной новинки фирма видит США и участие в классе TCR рассматривает в первую очередь как возможность продвигать дорожную модель. Не исключено, что Mazda3 TCR появится и в других национальных чемпионатах, но пока ставку в компании делают исключительно на американские серии IMSA Michelin Pilot Challenge и SRO TC Americas, ведь производством автомобилей займётся американское представительство Mazda. Но и в прочие страны, если клиентские команды заинтересуются хэтчбеком, Mazda Motorsports и Long Road Racing готовы поставлять свою модель.
Opel Astra
Ещё до пертуртбаций, связанных с продажей марки концерну PSA Group, в Opel постановили, что необходимо возвращаться в гонки хотя бы с клиентскими командами. Сделать это компания решила с Astra TCR. Подготовленная заводским подразделением Opel Performance Center модель оказалась более успешной, чем KIA cee’d TCR, но до лавров Hyundai i30 N TCR и, например, Audi RS3 LMS, немецкому хэтчбеку дотянуться не удалось. Машина, выходящая также на старт под брендами Vauxhall и Holden, в табели о рангах мирового туринга находится примерно на уровне Alfa Romeo Giulietta, хотя неплохо проявляется себя в национальных сериях и марафонских гонках. Естественно, в рамках своего зачёта.
Peugeot 308
История французской модели практически такая же, как и у Opel Astra TCR. Машина по регламенту TCR выросла из монокубкового Peugeot 308 Racing Cup. Над хэтчбеком работали специалисты заводского отделения Peugeot Sport и востребован этот автомобиль больше в региональных чемпионатах, чем в главном первенстве WTCR. Впрочем, и там 308 TCR засветился, отметившись подиумами и победами, так что в целом Peugeot добился поставленных целей — и клиентам машины продаёт, и собственное реноме поддерживает на уровне.
Renault Megane R.S.
Несмотря на то, что у марки есть заводское подразделение, занимающееся как спортивными, так и гоночными автомобилями, технику по требованиям TCR подготовила швейцарская команда Vukovic Motorsport. При этом подчёркивается, что некую поддержку в Renault всё-таки оказали, но подробностей на этот счёт нет. Немудрено, что хэтчбек Renault Megane R.S. TCR дальше национальных серий не продвинулся. Так что эта машина не имиджевый и не коммерческий проект, а скорее желание создателей продемонстрировать свой инженерный потенциал с прицелом на продажи. Другое дело, что привлечь клиентов без громких успехов будет сложно, а силами тех команд, которые уже сейчас эксплуатируют французский автомобиль в гонках, громко заявить о новинке вряд ли получится.
Subaru WRX STi
Если с какими гонками Subaru и ассоциируется, то с классическим ралли. Но на мировом уровне марка уже давно не выступает в этой дисциплине, зато ежегодно принимает участие (и побеждает в своём классе!) в суточном марафоне «24 часа Нюрбургринга» с седаном Subaru WRX STi, подготовленным заводским гоночным подразделением. А вот модель для TCR создали инженеры итальянской команды Top Run Motorsport. И, как у других частных проектов, судьба этой модели оказалась далеко не безоблачной. Довести машину до победных кондиций уровня WTCR так и не удалось, поэтому сейчас несколько экземпляров автомобиля представлены в национальных первенствах. Например, один японский седан выступает в Австралии!
Volkswagen Golf GTI
Дорожные автомобили концерна Volkswagen Group серьёзно унифицированы между собой, а у гоночных машин степень «родства» ещё выше. И можно смело говорить, что друг от друга Audi RS 3 LMS, Cupra Leon TCR и Volkswagen Golf GTI отличаются разве что типом кузова. Ну и немецкий хэтчбек от своего соотечественника и испанского родственника недалеко ушёл по результативности — что в мировом первенстве, что в региональных сериях все три модели одинаково успешны. Клиентские команды побеждают, а Volkswagen Motorsport считает деньги. А весь концерн преумножает свою спортивную репутацию.
Правда, есть нюанс — и Volkswagen, и Audi по окончании сезона-2019 сворачивают свою программу в TCR. Все силы будут брошены на гоночные электромобили, а развивать кузовную технику с бензиновыми моторами немецкие марки не планируют. Выпускать запчасти для клиентских команд, коих у обоих брендов немало, продолжат, но об обновлениях владельцы Audi RS 3 LMS и Volkswagen Golf GTI могут забыть. Интересно, что Cupra, первой представившая гоночный электромобиль на базе Leon, о закрытии программы бензиновых моделей пока не объявила.
Такой популярностью в целом регламент TCR обязан своему создателю Марчелло Лотти, который отыскал идеальную формулу недорогого гоночного автомобиля, сумевшего прийтись по вкусу организаторам соревнований по всему миру. Производители отреагировали на спрос со стороны клиентов, а что касается марок, то их промоутер TCR сумел привлечь весьма гибкой системе послаблений. Да, существует Balance of Performance, который призван свести потенциал всех моделей к единому уровню, но персональные уступки в адрес отстающих никто не отменял. Правда, далеко не все могут извлечь из них пользу, а других такая чрезмерная лояльность может даже не на шутку злить, но это совсем другая история.
А пока чемпионаты с техническими требованиями TCR — это уникальный в современном автоспорте пример гоночной серии с разнообразными автомобилями, множеством участников и коммерческой привлекательностью как для производителей машин, так и для гоночных коллективов. Если говорить ещё короче, то это выгодный бизнес для всех участвующих в нём сторон. Профит у каждого свой, но главное, что он есть.
Максим Вершинин специально для AUTOSPORT.com.ru