По стопам Квята? Не совсем. Что значит должность россиянина Роберта Шварцмана в Ferrari?

Иван Беликов
23 декабря 2021 в 8:47
Фото: Ferrari

В 2022 году российский гонщик, вице-чемпион Формулы 2 Роберт Шварцман будет официальным тест-пилотом Ferrari в Ф1. Перспективна ли эта роль или радоваться особо нечему?

Кто такой тест-пилот в современной Формуле 1?

Три года назад в Ferrari уже числился российский гонщик: весь сезон-2018 Даниил Квят провел на должности пилота программы развития машины. За исключением нескольких этапов, как Гран При Канады, он проводил гоночные уик-энды на базе, обкатывая с утра до ночи на симуляторе настройки для боевых пилотов Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена и технические новинки. За руль настоящей машины Даня сел всего один раз – на тестах дождевых шин во Фьорано. Ждет ли такая же скромная участь Роберта Шварцмана? Обнадежим: нет, у него роль будет более заметная, сгинуть в коридорах базы в Маранелло в 2022 году молодой россиянин точно не должен. Тут вопрос в другом…

Роберт Шварцман в боксах Ferrari на постсезонных тестах Формулы 1 в Абу-Даби-2021 © Ferrari
Роберт Шварцман в боксах Ferrari на постсезонных тестах Формулы 1 в Абу-Даби-2021Фото: Ferrari

Давайте сначала разберемся с понятием «тест-пилот». 15-20 лет назад, когда тесты были неограничены и в год та же Ferrari проводила 50-60 дней на трассе помимо Гран При, а симуляторы не были столь необходимы, тестером назывался любой гонщик из неосновного состава. В Скудерии, например, в 2003-м тестовые километры наматывали Лука Бадоер, Фелипе Масса, Лучано Бурти. Не было разделения на тест-пилота и резервиста, даже если один гонщик зеленый новичок, а другой с опытом выступлений в гонках Ф1. В наше время всё-таки выстроилась более-менее четкая иерархия должностей в команде: участник молодежной программы, пилот программы развития / пилот симулятора, тест-пилот, третий/резервный гонщик и наконец боевой пилот.

Т.е. в современной Формуле 1 обязанности тест-пилота – нечто среднее между черновой работой на базе и пилотированием на трассе, пусть и редким. Если девелопмент-драйвер практически безвылазно катает на симуляторе, как итальянцы Давиде Ригон и Антонио Фуоко, то тест-пилот все-таки ближе к работе на трассе, больше времени проводит с гоночной бригадой. И, кстати, кто-нибудь помнит, что пилотом Ferrari по развитию машины до Квята был экс-юниор Mercedes Паскаль Верляйн, а после – бывший выходец из программы Red Bull Брендон Хартли?

Роберт Шварцман и пилот Ferrari на симуляторе Антонио Фуоко © Ferrari
Роберт Шварцман и пилот Ferrari на симуляторе Антонио ФуокоФото: Ferrari

Что Роберту Шварцману светит в роли тестера Ferrari?

«Роберт будет помогать пилотам симулятора Антонио Фуоко и Давиде Ригону», – говорится в коротком заявлении Ferrari. Ключевое слово здесь «будет помогать». Исходя из этой формулировки, можно предположить, что Шварцман действительно не будет «привязан» к тренажеру в Маранелло и в идеале сможет что-то опробовать на тестах и даже пятничных тренировках, сравнить эффективность того или иного технического решения в реальных условиях и виртуальном пространстве.

Конечно, можно вспомнить другого участника гоночной Академии Ferrari Каллума Илотта: британец тоже был на должности тест-пилота, но весь минувший сезон просидел в боксах и не получил ни одного шанса сесть за руль боевого автомобиля SF21. Однако в случае со Шварцманом всё будет иначе, поскольку в 2022 году все команды должны в обязательном порядке приглашать на пятничные тренировки молодых пилотов, не имеющих опыта выступлений в Формуле 1. Точное количество заездов уточняется, но в Скудерии ещё в октябре дали понять, что в течение сезона собираются работать только с одним новичком.

«Одна тренировка в пятницу – это слишком мало. Все мы понимаем, как сложно молодому гонщику показать себя за одну сессию. Так что, пожалуй, мы пригласим только одного гонщика», – рассказал спортивный директор Ferrari Лоран Мекис.

Планов по участию Шварцмана в свободных заездах итальянская команда по крайней мере пока не обнародовала. Но, согласитесь, будет странно, если в Маранелло отдадут пятницы кому-то другому, как, например, не хватающему звезд с неба Маркусу Армстронгу, а не тест-пилоту и самому на данный момент опытному участнику своей гоночной Академии. Илотт, в конце концов, отправился за океан в IndyCar. Главное, чтобы команды Ф1 не отказались в самый последний момент от идеи работы с молодежью на свободных заездах в следующем году.

Роберт Шварцман на тестах в Абу-Даби-2021 © Ferrari
Роберт Шварцман на тестах в Абу-Даби-2021Фото: Ferrari

Поработает Шварцман тестером один год, а что дальше?

Если краткосрочная перспектива для российского гонщика вырисовывается неплохая – потенциальное участие в пятничных свободных заездах в составе одной из лучших команд Формулы 1, то вот дальше всё туманно.

В Ferrari, конечно, не предложат Роберту контракт боевого пилота в обозримом будущем, даже если он будет участвовать в большинстве пятничных тренировок в сезоне-2022 и показывать при этом неплохие результаты. Во-первых, места в основном составе заняты на годы вперед: у Шарля Леклера соглашение до 2024-го, Карлос Сайнс вроде как близок к продлению контракта на аналогичный срок, да и своей очереди ждет Мик Шумахер, который уже в следующем году будет выполнять обязанности резервиста параллельно с участием в гонках за Haas.

Роберт Шварцман на перепутье: 6 вариантов для российского гонщика

К тому же Ferrari это Ferrari, команда премиум-класса, и продвинуться по службе здесь практически нереально, тем более с нулевым опытом в гонках Формулы 1. За последние 20-25 лет из тест-пилотов в основной состав удалось пробиться только Фелипе Массе в 2006-м, и то после трех сезонов и нескольких десятков Гран При Sauber, и при протекции менеджера Николя Тодта, сына на тот момент спортивного директора Ferrari Жана Тодта.

Как насчет вариантов в других командах? Проблема в том, что мест на 2023 год не предвидится, причем от слова «совсем». Ferrari при всем желании будет просто некуда пристроить своего юниора. Alfa Romeo-Sauber? В Хинвил минимум на пару лет пришел опытный Валттери Боттас, как скорее всего и Чжоу Гуаньюй с китайскими спонсорами. Да и Скудерия, несмотря на поставку моторов, уже не имеет такого влияния на команду, как раньше. В Haas? Если только Мик Шумахер пойдет на повышение, но вопрос куда – если Карлос Сайнс останется в Маранелло? Варианты с не клиентами итальянской конюшни маловероятны – там свои кандидаты, как бывший напарник Роберта по Ф2 Оскар Пиастри в Alpine.

Поэтому как бы не получилось так, что в 2023-м российский пилот отправится в чемпионат мира по гонкам на выносливость – как раз там Ferrari к этому времени присоединится к классу гиперкаров. Честно говоря, не хотелось бы такого сценария для Шварцмана, поскольку обратной дороги из WEC в Формулу 1 обычно нет. С другой стороны, а что делать Роберту? Сидеть второй год без гоночной практики, если он нигде не будет гоняться в 2022-м, и в 23 года постепенно превращаться в верного тест-пилота по примеру Луки Бадоера и Марка Жене, которые десяток лет провели на этой должности в Маранелло?

Антирейтинг. Худшие гонщики в истории Формулы 1

Сам российский гонщик надеется на лучшее. «Гонки и попадание в Формулу 1 всегда будут моей целью номер один, поэтому я буду продолжать упорно работать, чтобы получить этот шанс! До 2022 года» – прокомментировал Шварцман в Instagram назначение на должность тестера Ferrari.

Роберт Шварцман за рулем Ferrari SF21 © Ferrari
Роберт Шварцман за рулем Ferrari SF21Фото: Ferrari

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle