10 громких провалов действующих чемпионов Формулы 1 на старте сезона

Иван Беликов
24 марта в 21:49
Фото: Ferrari

Макс Ферстаппен начал защиту титула со схода – на первом этапе гонщика Red Bull подвела техника. Но голландец далеко не первый чемпион, которого постигла подобная участь. Вспоминаем наиболее досадные и позорные неудачи пилотов с чемпионской единичкой на машине...

10. Михаэль Шумахер, 1996

Сложно было ожидать от Михаэля Шумахера чего-то сверхъестественного после перехода из Benetton в Ferrari в 1996-м, учитывая, что за предыдущие пять лет «Красные» выиграли всего-навсего две гонки. Чудес на первом этапе сезона в Мельбурне, собственно говоря, и не произошло.

Да, с одной стороны действующий чемпион мира Формулы 1 квалифицировался на втором ряду, весь уик-энд был стабильно быстрее пилотов своей бывшей команды Герхарда Бергера и Жана Алези и к концу отрезков на пустых баках ехал более-менее в темпе гонщиков Williams Деймона Хилла и Жака Вильнёва, задававших темп. С другой, в квалификации Михаэль пересел в запасную машину из-за поломки заднего антикрыла и проиграл дуэль за третье место своему напарнику Эдди Ирвайну. А гонку двукратный чемпион завершил досрочно, на середине дистанции, по причине отказа тормозов. До доминирования Шумахеру и Ferrari было ещё ой как далеко.

F1-2000. Шасси, вернувшее Ferrari на вершину Формулы 1

Михаэль Шумахер © Ferrari
Михаэль ШумахерФото: Ferrari

9. Ники Лауда, 1985

В большинстве гонок своего третьего чемпионского сезона в Формуле 1 Ники Лауда стартовал из глубины пелотона, поэтому девятое место в квалификации первого этапа в Рио в 1985-м нельзя было назвать громким провалом и предвестником неудачной защиты титула. И действительно, уже к 23-му из 61-го круга дистанции ветеран McLaren прорвался на третье место.

Но на 27-м круге типичный прошлогодний сценарий сменился на новый, который станет привычным для австрийца в сезоне-1985. Из-за неисправности в топливной системе Лауда застрял на пит-стопе на долгие три круга и в конце концов был вынужден сойти. Этот сход стал для него первым из 13-ти (!) в том году. Да, всего трижды в своем прощальном сезоне Ники добрался до финиша, в Имоле, Хоккенхайме и Зандворте, где одержал последнюю победу.

Ники, как насчет камбэка? Берни, а как насчет твоего камбэка? Лауда...

Ники Лауда © McLaren
Ники ЛаудаФото: McLaren

8. Мика Хаккинен, 1999 и 2000

Дважды за карьеру в Формуле 1 Мика Хаккинен выходил на старт первой гонки сезона в ранге действующего чемпиона мира и оба раза из-за технических проблем упустил победу. И если в 2000-м он сошел, когда лидировал с отрывом три секунды от Михаэля Шумахера, то годом ранее «летучий финн» из-за ненадежной машины McLaren упустил практически гарантированную победу.

В квалификации в Мельбурне-1999 Мика выиграл поул с колоссальным запасом полсекунды, а за первые 12 кругов гонки оторвался от ближайшего соперника, своего партнера по команде Дэвида Култхарда на 20 секунд. Но затем преимущество Хаккинена свел на нет выезд машины безопасности. А на рестарте серебряный автомобиль McLaren резко замедлился, ещё до первого поворота Мика пропустил весь пелотон и медленно поплелся в боксы, где ничего не оставалось кроме как припарковаться. Механики диагностировали отказ дроссельной заслонки. По крайней мере, в отличие от 2000-го, в конце 1999-го Хаккинен защитил звание чемпиона мира.

Как гонщик частной команды Jordan едва не стал чемпионом мира

Мика Хаккинен © Mercedes
Мика ХаккиненФото: Mercedes

7. Джоди Шектер, 1980

Учитывая полный провал по защите звания чемпиона в дальнейшем Джоди Шектер не так уж и скверно провел стартовый этап сезона-1980 в Буэнос-Айресе. После 11-го места в квалификации с двухсекундным отставанием от обладателя поула южноафриканец из Ferrari прорвался на третье место. И не хватило совсем чуть-чуть, чтобы начать сезон с подиума – за семь кругов на машине Шектера приказал долго жить двигатель.

Но это было только начала кошмара. За весь сезон чемпион мира-1979 набрал лишь два очка, за пятое место на финиш в Лонг-Бич, стал только 19-м в общем зачете и завершил на этом карьеру.

Жиль Вильнёв и Джоди Шектер © Alessio Mazzocco /CC BY-NC 2.0
Жиль Вильнёв и Джоди ШектерФото: Alessio Mazzocco /CC BY-NC 2.0

6. Айртон Сенна

После феноменального показателя McLaren 15 побед в 16-ти гонках в 1988-м казалось чем-то нереальным, что конкуренты навяжут борьбе команде Рона Денниса. Тем не менее это случилось: Ален Прост квалифицировался пятым на первом этапе в Рио и в целом у него не было темпа для борьбы за победу. Действующий чемпион мира Айртон Сенна не лучшим образом стартовал: пропустил гонщика Ferrari Найджела Мэнселла, а в первом поворот попал в «коробочку» между вторым пилотом Скудерии Герхардом Бергером и Риккардо Патрезе из Williams и повредил машину.

После длительного ремонта в боксах и суммарно четырех пит-стопов Сенна, к разочарованию местных трибун, по сути был вынужден доезжать гонку в тестовом режиме и финишировал 11-м. На следующем этапе, в Имоле, бразилец выиграл, но инциденты по ходу сезона, как в Рио, и проблемы с надежностью техники помешали ему завоевать второй подряд титул.

«Забыть этот кошмар невозможно». Трагическая Имола-1994 глазами участников

Айртон Сенна © lajotaylape / CC BY-SA 2.0
Айртон СеннаФото: lajotaylape / CC BY-SA 2.0

5. Нельсон Пике, 1984

Трехкратный чемпион мира Нельсон Пике не защитил ни один из трех своих титулов, причем ни разу на следующий год после чемпионства бразилец не попал даже в тройку призеров. И в этом плане ему тяжелее всего, конечно, дался сезон-1984. Уже на первом этапе в Рио стало очевидно, что Brabham, несмотря на достаточно мощный мотор BMW, не способна тягаться с тандемом McLaren-TAG Porsche.

Пике квалифицировался седьмым, а на старте вдобавок ко всему ещё и заглох. К 32-му из 61-го круга действующий чемпион прорвался из хвоста пелотона на седьмое место, но лишь для того, чтобы в конце концов припарковаться на обочине из-за поломки двигателя. Лишь через три месяца на шестом этапе, в Монреале, Пике впервые в сезоне увидел клетчатый флаг. По крайней мере первый финиш принес ему первую победу, как и на следующем Гран При в Детройте. Хотя, конечно, бороться титул уже было поздно.

BT49. Шасси, вернувшее титул гонщику Brabham впервые с 1967 года

Нельсон Пике © twm1340 / CC BY-SA 2.0
Нельсон ПикеФото: twm1340 / CC BY-SA 2.0

4. Михаэль Шумахер, 2005

Запрет на смены шин по ходу гонок в 2005-м сильно ударил по Михаэлю Шумахеру и Ferrari, главным клиентам Bridgestone, и прервал их многолетнюю гегемонию на трассах чемпионата мира. Титул между собой в том году разыграли Фернандо Алонсо и Кими Райкконен – лидеры команд Renault и McLaren, выступавшие на шинах производства Michelin, которым новые правила подошли куда лучше. А Шумми после 13 побед в 2004-м выиграл всего одну гонку – скандальный Гран При США, на старт которого вышли всего шесть пилотов.

«Это приказ!» Как Кими Райкконен разозлил Рона Денниса на скандальном ГП США-2005

Но провал «Красного барона» на первом этапе сезона в Мельбурне был связан отнюдь не с шинами. В однокруговой субботней квалификации он, как и большинство пилотов топ-команд, попал про проливной дождь. В Скудерии решили, что терять нечего и в воскресенье утром поставили свежий мотор на машину немца, поэтому вторую часть квалификации Михаэль и пропустил вовсе.

Далеко прорваться после старта с 18-го места семикратному чемпиону мира не удалось. Только к середине гонки он поднялся в топ-10, а за 16 кругов до финиша столкнулся в третьем повороте с Ником Хайдфельдом в борьбе за восьмое место. Точнее, он вытолкнул новичка Williams на обочину и затем уже на входе в поворот получил удар в бонтон от неуправляемой машины соотечественника. Михаэль публично извинился и взял вину на себя, стюарды оставили инцидент без последствий.

«Злостный, агрессивный и нечестный». Ник Хайдфельд о Михаэле Шумахере

Михаэль Шумахер © Ferrari
Михаэль ШумахерФото: Ferrari

3. Себастьян Феттель, 2014

Четырехлетнее господство Red Bull Racing и Себастьяна Феттеля закончилось с наступлением гибридной турбоэры в Формуле 1 в 2014-м. «Красные быки» оказались в тени построившей супердвигатель Mercedes, получив в свое распоряжение неконкурентоспособную и ненадежную силовую установку Renault. А Феттель никак не мог адаптироваться к новой машине и вдрызг проиграл сезон своему новому напарнику Даниэлю Риккардо.

Для Себа всё пошло наперекосяк с самого первого этапа. Свободные заезды в Мельбурне он завершил 12-м в 0,7 секунды от Риккардо, тогда как в дождевой квалификации стал 13-м и проиграл австралийцу и вовсе 1,3 секунды. Закончился этот кошмар для действующего чемпиона поломкой двигателя на третьем круге гонки. Или только начался, учитывая все дальнейшие проблемы немца по ходу сезона.

День, когда Эдриан Ньюи молился: История драматичного финала сезона-2012

Себастьян Феттель © Red Bull Content Pool
Себастьян ФеттельФото: Red Bull Content Pool

2. Льюис Хэмилтон, 2009

Погоня за титулом до последнего круга финальной гонки сезона-2008 дорого обошлась McLaren. В Уокинге не сумели толком подготовиться к переходу на новый технический регламент и первую квалификацию в 2009-м в полном составе завершили во втором сегменте. Да, у Льюиса Хэмилтона ещё в конце первой части сломалась коробка передач. Но темпа для попадания в топ-10 в любом случае не было, учитывая, что на свободных заездах действующий чемпион мира не поднимался выше 12-го места.

В гонке Льюис совершил маленькое чудо, каким-то невероятным способом прорвавшись с 18-й на третью позицию. Да вот только через три дня грянул скандал. Оказалось, что спортивный менеджер McLaren Дейв Райан солгал стюардам. Началась эта история с вылета Ярно Трулли под сейфти-каром – гонщик Toyota в тот момент шел третьим и находился непосредственно впереди Хэмилтона. Действующий чемпион мира получил приказ пропустить итальянца, хотя не обязан был это делать, учитывая, что тот ошибся сам. Видимо, задним числом на командном мостике это поняли, поскольку на встрече со стюардами Райан сказал, что они не просили Хэмилтона вернуть позицию. Получилось так, что Трулли оказался виновным и получил 25 штрафных секунд за обгон за машиной безопасности.

Расследование было возобновлено после того как Хэмилтон в эфире британского ТВ заявил, что команда попросила его замедлиться и пропустить Трулли. Прослушав радиопереговоры, стюарды приняли решение дисквалифицировать чемпиона и отменить штраф пилота Toyota. А Райана буквально через неделю уволили из McLaren. Такими вот невеселыми получили итоги первой гонки Хэмилтона в статусе чемпиона мира Формулы 1, как впрочем и весь сезон-2009.

Проиграл и психанул, или Пять главных истерик Льюиса Хэмилтона в Формуле 1

Льюис Хэмилтон © Mypoorbrain / CC BY 2.0
Льюис ХэмилтонФото: Mypoorbrain / CC BY 2.0

1. Деймон Хилл, 1997

Приглашение безработного действующего чемпиона мира Деймона Хилла, ушедшего из Williams в конце 1996-го, было смелым, но абсолютно бессмысленным решением для Arrows. Как и для самого англичанина. Предпоследняя команда пелотона априори не могла предложить ему конкурентоспособную технику. И что хуже всего, на старте сезона-1997 команда Тома Уокиншоу оказалась даже в более ужасной форме, чем в предыдущем сезоне.

«Я не думал, всё будет настолько плохо. Мы с грехом пополам прошли квалификацию. Моя чемпионская единичка на машине не имела никакого значения. Какой был смысл в первом номере, если мы с трудом выезжали на трассу?» – вспоминает Хилл в своей автобиографии.

В квалификации Деймон показал позорное для чемпиона 20-е время и проиграл обладателю поула 5,4 секунды. На старт он, правда, не вышел – машина сломалась ещё до начала гонки. Может, и к лучшему.

Деймон Хилл © Pinterest / Some Guy
Деймон ХиллФото: Pinterest / Some Guy

По материалам the-race.com/formula-1/the-10-worst-starts-to-f1-title-defences

Комментарии для сайта Cackle