Технические новинки Гран При Мексики
Высокогорье, разреженный воздух, длинные прямые, разнообразные повороты и очень плохое сцепление шин с дорожным полотном - все это отличительные особенности вернувшегося в календарь Гран При Мексики. Технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо поведал о том, как команды приспособились к этим сложным условиям...
Обновленный Германом Тильке высокогорный автодром в окрестностях Мехико с его длинными прямыми и низким сцеплением заставил инженеров команд Ф1 немало поломать голову, чтобы адаптировать машины к таким обстоятельствам - весьма непривычным для современных Больших Призов.
Трасса расположена на высоте 2240 метров над уровнем моря, и воздух здесь содержит на 22% меньше кислорода, чем на побережье океана, что оказывает значительное влияние на работу мотора, аэродинамику и систему охлаждения агрегатов.
С учетом разреженности воздуха двигателю приходится раскручиваться больше, чтобы производить ту же выходную мощность, что реализуемо в турбомоторах за счет контроля вращения турбины.
При этом регламентом установлено ограничение работы мотора-генератора тепловой энергии на уровне 12500 оборотов в минуту. Многие команды уже подобрались вплотную к этому лимиту, а превышать его нельзя, так что мощность двигателя в итоге все же оказалась жестко ограничена.
Кроме того, в условиях высокогорья гораздо менее эффективно справляются со своими задачами радиаторы, что в конечном счете сказывается на производительности силовой установки и ее надежности.
Для поддержания оптимального уровня охлаждения необходимо по максимуму открыть все впускные отверстия и повысить эффективность работы воздухозаборников.
Одним из решений, которое применили команды, является перекомпоновка начинки верхнего воздухозаборника, расположенного над головой пилота.
Зачастую воздух в этой области направляется на коробку передач или на маслоохладитель гидравлической системы. В обычных условиях такая компоновка вполне себя оправдывает, поскольку поток воздуха увеличивается в момент, когда гонщик отпускает педаль газа.
В условиях разреженного воздуха очень важно максимизировать воздушный поток, поступающий в этой области, так что воздух на радиаторы проходит через дополнительные отверстия - так называемые "уши", расположенные по обе стороны от главного воздухозаборника. Но за такое решение командам приходится расплачиваться снижением общей аэродинамической эффективности. Зато мощность двигателя и эффективность охлаждения повышаются.
Также высокогорье сказывается на прижимной силе и лобовом сопротивлении, по причине чего командам пришлось выкручивать крылья на максимум, чтобы как-то компенсировать географическое положение автодрома.
В целом же можно сказать, что углы атаки антикрыльев, аналогичные тем, что используются в Монако, дают итоговую прижимную силу, сравнимую со скоростной Монцей.
И даже с учетом потери мощности мотора длинные прямые вкупе с низким лобовым сопротивлением привели к тому, что пиковая скорость здесь оказалась выше, чем на итальянской трассе.
Такие скорости создают повышенный риск в плане работы тормозов, и многие команды недооценили этот фактор при подготовке к этапу.
Mercedes
На этапе в Остине система охлаждения, предназначенная для мексиканского Гран При, была опробована на машине Нико Росберга, а уже в этот уик-энд была установлена на оба автомобиля команды.
При внимательном осмотре выяснилось, что боковые воздухозаборники-уши, скорее всего, поставляют воздух на масляный радиатор коробки передач, который был смещен в заднюю часть шасси.
В первой пятничной тренировке на машине Нико то и дело раскалялись тормозные диски, и дело даже дошло до возгорания, что явилось признаком недооценки командой этого аспекта на столь скоростной трассе.
Впоследствии автомобили W06 были оборудованы более объемными воздухозаборниками тормозов.
Ferrari
Система охлаждения шасси SF15-T не претерпела серьезных изменений, за исключением увеличенных отводящих отверстий, и это лишний раз демонстрирует, что решетчатые радиаторы являются очень эффективным решением в плане охлаждения силовой установки.
В задней части автомобиля под массивным антикрылом была установлена обновленная система открылков, именуемая сиденьем для обезьянки. Такая компоновка с увеличенными торцевыми пластинами была опробована командой еще на тренировках в Сингапуре.
Также были сделаны незначительные изменения в области диффузора, начатые еще в Остине.
Force India
Для британской команды с индийским названием этап в Мексике будет, по сути, домашним, поскольку в ее составе выступает местный пилот Серхио Перес.
С учетом больших ожиданий от этого Гран При в коллективе решили построить новое заднее антикрыло, которое составило компанию переднему крылу, дебютировавшему неделю назад в Остине.
Как и многие обновления, подготовленные командой после летней паузы, этот элемент был разработан при помощи аэродинамической трубы Toyota и имеет внешнее сходство с наработками Red Bull Racing.
Среди изменений в геометрии крыла можно отметить, что передняя кромка больше не является ступенчатой, кроме того, были изменены и размеры пластин.
Также подверглась обновлению 10-миллиметровая область на внешней границе пластин. В этой части не действует ограничение регламента на двухэлементную структуру, так что многие команды применили в этой области геометрию, состоящую из нескольких профилей.
Это очень эффективное решение, поскольку пластины крыла смыкаются с торцевиками под прямым углом, и в месте смычки очень трудно сохранять оптимальный воздушный поток.
Разделение этой области на несколько небольших профилей позволяет контролировать поток и оптимизировать аэродинамическую эффективность крыла.
Toro Rosso/Sauber
Как и в Mercedes, в Toro Rosso и Sauber добавили "уши" в области верхнего воздухозаборника, через которые воздух поступает на радиаторы, установленные в задней части шасси.
Marussia
Самая маленькая команда Ф1 в Мексике представила небольшой пакет обновлений в области воздухозаборников тормозов.
Если предыдущая конструкция обладала ступенчатой передней кромкой, то новый элемент обладает более простой геометрией.
Впускные отверстия при этом остались прежними, но упрощенная форма позволила снабдить эту область шасси небольшими направляющими, способствующими увеличению воздушного потока для охлаждения тормозных механизмов.