Force India: Главные отличники Формулы 1
Force India, возможно, не лучшим образом провела Гран При Малайзии, но не стоит списывать её со счетов. Команда из Сильверстоуна очень сильна и будет прогрессировать дальше. Эд Стро объясняет, почему
Провальное выступление Force India в Малайзии из-за проблем с колёсными гайками не должно вводить вас в заблуждение по поводу формы команды, которой удался поистине впечатляющий старт сезона-2013. Несмотря на двойной сход на Сепанге, она всё равно занимает пятое место в Кубке конструкторов.
Спекуляции о скорой ликвидации команды основаны на широко распространившихся слухах о финансовых проблемах Виджея Мальи и компании Sahara Group, на пару владеющих 85% акций команды.
В сочетании с неопределённостью по поводу состава пилотов на предстоящий чемпионат – окончательно Force India назвала его лишь накануне последней сессии предсезонных тестов – многие уже выстраивались в очередь, чтобы списать команду со счетов. Однако на трассе не видно каких-либо признаков проблем, а руководство уверено смотрит в будущее.
На 2013 год Force India обозначила серьёзные цели. Удержать пятое место в Кубке конструкторов команде будет тяжело, ведь на протяжении сезона команде будет тяжело бороться с более маститыми и мощными соперниками – Red Bull Racing, Ferrari, Lotus, Mercedes и даже испытывающей проблемы McLaren. А вот шестая позиция по итогам чемпионата выглядит вполне реалистично, Да и другая цель команды - подиум – не кажется недостижимой, причем заслуженно.
В прошлом году команда несколько раз занимала в гонках четвертые, пятые и шестые места, не говоря уже о борьбе Нико Хюлькенберга за победу на Гран При Бразилии. Однако гонщикам Force India не удавалось попасть на подиум с момента дебютного успеха на Гран При Бельгии-2009, когда Джанкарло Физикелла закончил гонку на втором месте, стартуя с поула. С тех пор команда проделала длинный путь, а в двух первых гонках нынешнего сезона и Адриан Сутиль, и Пол ди Реста продемонстрировали весьма неплохой темп.
«Весь вопрос в том, станет ли завоеванный вами подиум заслуженным – или окажется лишь следствием удачного стечения обстоятельств, – говорит Боб Фернли, заместитель Видея Мальи, руководителя команды. – Мы достигли определённого прогресса, но, понятное дело, ещё не соответствуем уровню Ferrari, Mercedes или Red Bull Racing и не располагаем аналогичными ресурсами. Но, думаю, нам удалось привлечь их внимание.
Мы наверняка могли выиграть в Бразилии в прошлом году, и уж абсолютно точно должны были подняться там на подиум, так что можно считать это упущенной возможностью. Акционеры прикладывают очень много усилий, персональных усилий, поскольку хотят видеть нас на пьедестале почёта».
Force India заслуживает того, чтобы к ней относились серьёзно – как к команде, потенциально способной попасть на подиум в этом сезоне, поскольку коллектив из Сильверстоуна в последние годы регулярно выступает ощутимо лучше ожиданий. Вот почему они так болезненно относятся к отсутствию подиумов, ведь даже у Sauber их в прошлом году было четыре, причем некоторые – и вовсе с претензией на победу.
По сравнению с предыдущими двумя годами Force India удался действительно сильный старт сезона. В 2011-м и 2012-м они начинали относительно слабо, прежде чем прибавлять в скорости по ходу сезона. В нынешнем чемпионате команда хочет прогрессировать с той же скоростью, но с более высокой отправной точки.
В Малайзии машина ехала достаточно быстро, чтобы бороться за очки, если бы не возникшие проблемы с колёсными гайками.
«Первые пит-стопы оказались абсолютно неудачными, но когда Пол и Адриан вернулись на трассу, то начали прорываться через пелотон, – сказал Фернли. – Оба продемонстрировали выдающийся темп. Без каких-либо оговорок мы входили по скорости в шестёрку сильнейших..
Нашим недостатком в предыдущие два сезона был не самое лучшее начало, но в этот раз мы показали, что автомобиль быстр уже сейчас. Надеюсь, что нам удастся сделать его еще более конкурентоспособным в дальнейшем, потому что – так сложилось исторически – нам всегда удавалось поддерживать высокую скорость модернизации машины по ходу сезона.
По итогам прошлого чемпионата мы выявили недостатки машины – и сейчас чувствуем, что смогли разобраться с ними».
Особое внимание было уделено работе с резиной. В прошлом году в первой части сезона Force India далеко не всегда удавалось добиться максимума от шин Pirelli. Однако на майских тестах в Муджелло команда смогла разобраться с этой проблемой, и темп машины вырос буквально на порядок. Но повторить такое в 2013-м едва ли получится.
Шины сыграло определяющую роль в неудачных выступлениях команды в начале прошлого сезона. Но в этом году в Австралии и Сутил и ди Реста были в состоянии повторить тактическую схему Lotus – а это шасси известно бережным отношением к резине – и сделать всего две остановки в боксах.
«Мы приложили много усилий, чтобы научиться контролировать износ резины, потому что это главный залог успеха. Мы достигли определённого прогресса в понимании того, как работают шины, хотя не думаю, что кто-то разобрался в этом вопросе полностью», – пояснил Боб Фернли.
Однако выступления на трассе – лишь часть всей картины. Параллельно Фернли работает над тем, как распорядиться суммой в 50 млн. фунтов стерлингов, которую акционеры вложили в команду. Неожиданно свалившиеся деньги должны быть не просто освоены в бюджете, но и направлены на развитие команды. Как выразился Фернли, “речь об увеличении активов”.
В последние годы Force India постепенно расширяла свою инфраструктуру, которая страдала от недостатка инвестиций во времена заката Jordan, а затем Midland/Spyker.
С тех пор увеличились производственные мощности CFD, была проведена работа по модернизации базы, а совсем недавно команда обзавелась собственным симулятором. До этого пилоты Force India имели возможность лишь нескольких дней в месяц работать на симуляторе McLaren в рамках технического сотрудничества с командой из Уокинга.
«Теперь мы работаем над тем, чтобы верно направить эти финансовые вложения, – продолжил Фернли. – Это значительные инвестиции, проделана серьезная работа, и потребуется около шести месяцев, чтобы сформировать план дальнейшей совместной работы. Его проект будет представлен инвесторам – надеюсь это случится где-то в районе Гран При Монако».
Весьма вероятно, что команда продолжит техническое сотрудничество с McLaren, которое стало основополагающим для прогресса Force India за последние годы. Надо отдать должное Малье и Фернли, это они вдохнули жизнь в смелую идею, договорившись с соперниками из Уокинга, что позволило направить большие ресурсы на развитие своей аэродинамической программы.
Например, в 2008 году Force India потратила огромные усилия на разработку собственной бесступенчатой коробки передач, которая дебютировала в середине сезона, однако не принесла команде каких-либо значительных дивидендов. С 2009 года команда стала использовать трансмиссию McLaren-Mercedes, что стало более экономичным решением.
В конце прошлого года Force India и Marussia столкнулись с критикой противников подобных сделок, из-за чего дальнейшее сотрудничество оказалось под вопросом. Однако Фернли не сомневается, что они смогут продолжить техническое партнёрство в рамках нового Договора Согласия, если, конечно, контракт будет продлён.
«В настоящий момент мы ведём переговоры с ними, – сказал Фернли. – Всё, наши действия [в рамках сотрудничества] с McLaren и Mercedes полностью соответствует Договору Согласия. Мы можем продолжать работать по той же программе – и сейчас обсуждаем это».
Учитывая это техническое партнёрство и недавно подписанный контракт с Mercedes на поставку двигателей в 2014-м, Force India на заре новой эры турбомоторов окажется в Ф1 на куда более сильных позициях, чем на момент дебюта текущих двигателей V8 в 2006-м.
Те дни, когда Force India топталась на задних рядах стартовой решётки, давно прошли.