Необычные отношения Red Bull с поставщиками моторов. В сделке с Ford ничего нового
Так называемое стратегическое партнерство с Ford – типичное явление для «Красных быков» в Формуле 1
Тот факт, что в 2026 году в Формуле 1 Ford брендирует двигатель, который вполне мог называться и Honda, и Porsche, – вполне соответствует политике Red Bull. Не верите? Слово корреспонденту издания The-Race Эдду Стро.
Ford (1995-1996)
За десять лет до прихода в Формулу 1 в качестве полноправного участника производитель энергетических напитков стал титульным спонсором Sauber. Впрочем, не только: Red Bull приобрел ещё и контрольный пакет акций холдинговой компании, которой принадлежала команда.
Швейцарский коллектив тогда как раз заполучил заводские моторы Ford, оказавшиеся в свободном доступе из-за ухода Benetton к Renault. Но партнёрство продлилось всего-навсего два сезона, поскольку в 1997-м «Голубой овал» ушёл к Stewart.
Когда середнячки побеждали. Единственный триумф Stewart в Формуле 1
Ferrari (1997-2001)
До неудавшийся попытки в 2001 году посадить за руль своего протеже Энрике Бернольди австрийский концерн оставался одним из главных акционеров Sauber. Машины команды Петера Заубера в те годы были раскрашены в цвета Red Bull, а двигатели Ferrari использовались под маркой Petronas. У малайзийского нефтехимического гиганта даже были планы создать собственный мотор, но по финансовым соображениям компания отказалась от этой идеи.
«Мне не нравится, я еду очень медленно». Каким был дебют Кими Райкконена в Формуле 1. Часть 1
«Я всё понял, просто голова раскалывается». Каким был дебют Кими Райкконена в Ф1. Часть 2
Ford (2005)
Второй раз пути Red Bull и Ford пересеклись в конце 2004 года, когда американская компания продала Дитриху Матешицу свою команду Jaguar в Формуле 1. В первый год коллектив должен был выступать на моторах Cosworth – марки, которую Ford параллельно продал совладельцам серии ChampCar Кевину Калховену и Джерри Форсайту. Таковы были условия сделки.
Понятно, что Red Bull Racing не получила заводскую поддержку Ford, однако период c Сosworth в 2005-м принято считать второй главой в истории их партнёрства.
Пиастри и не снилось. Как Дженсон Баттон чуть не убежал из BAR, а потом сбежал от Williams
Ferrari (2006)
Недолго RBR выступала на двигателе Cosworth. Фактически сразу после приобретения команды новые владельцы приступили к поиску альтернативы, и уже в апреле 2005-го они сделали выбор в пользу Ferrari.
Правда, переход на силовые агрегаты из Маранелло получился проблемным. Инженеры команды просчитались с параметрами системы охлаждения, и в начале года были вынуждены срочно исправлять ошибки, модернизировать машину и идти на компромиссы.
Почему у Хуана-Пабло Монтойи не сложилось с McLaren в Формуле 1?
Renault (2007-2018)
Не достигнув паритета по характеристикам мотора с заводской командой Ferrari, Red Bull Racing рассталась с итальянским производителем в конце 2006 года и перешла на двигатели Renault.
Поначалу партнёрство складывалось как нельзя лучше: вместе с французскими мотористами старшая команда Дитриха Матешица выиграла четыре чемпионата подряд, с 2010-го по 2013-й. Однако с наступлением эпохи гибридных турбомоторов их отношения разладились.
Сверхновая легенда: как Red Bull стала одной из величайших команд Формулы 1
Причём партнёрство стало настолько токсичным, что Renault продолжила поставлять команде силовые установке только на условиях: переименование мотора и подписание соглашения о недопустимости критики их продукции. В Red Bull Racing согласились и с 2016-го по 2018-й выступали на двигателях под названием бренда часов Tag Heuer, хотя спецификация было точь-в-точь, как и у заводского коллектива Renault.
Infiniti (2013-2014)
Титульным спонсором Red Bull Racing на протяжении двух лет был бренд Infiniti, принадлежащий альянсу Renault-Nissan. Несколько раз по ходу этого периода появлялась информация о том, что команда переименует двигатель, но дальше слов не зашло. А когда коллектив разругался с французским поставщиком, сотрудничество с маркой прекратилось.
Сколько на самом деле стоит Формула 1?
Aston Martin (2016-2020)
В сезоне-2016 на машинах из Милтон-Кинса в рамках так называемого «инновационного партнерства» появился логотип Aston Martin. Тогда технологическое подразделение Red Bull под руководством Эдриана Ньюи вместе с английскими производителем занималось разработкой гиперкара Valkyrie.
В дальнейшем сотрудничество расширилось до титульного партнёрства, и команда в документах FIA называлась Aston Martin Red Bull Racing, причем что с моторами Tag Heuer, что с Honda. Но как и в случае с Infiniti, до ребрендинга силовой установки не дошло.
Honda (2019-2021)
Хотя Red Bull Racing и перешла на силовые агрегаты Honda в 2019-м, по факту австрийцы приступили к сотрудничеству с японским производителем годом ранее. Первый год моторы из Сакуры обкатывала младшая команда AlphaTauri.
Обкатка прошла успешно, и на следующий год к Honda примкнул старший коллектив. Первая победа пришла уже в 2019-м, а в 2021-м – «Красные быки» взяли титул в личном зачёте. В конце чемпионского года японские мотористы свернули свою программу в Формуле 1 или что-то вроде того.
Red Bull Powertrains (2022...)
После «ухода» Honda из Формулы 1 австрийский концерн фактически стал сам себе партнёром. По сути, контракт с японским производителем остаётся в силе. Просто в Милтон-Кинсе теперь сами платят за разработку и обслуживание.
Перед началом 2022 года Honda полностью обновила мотор и продолжила работать над ним, как и раньше. В начале сезона на машинах RB18 был только малозаметный логотип HRC, но ближе к концу года вернулся полноценный брендинг Honda.
Ford
В 2026-м Red Bull в третий раз за всё время участия в Формуле 1 объединится с Ford. Американский концерн сменит Honda в качестве технического партнёра, когда чемпионат перейдёт на новый моторный регламент. Японцы настаивали на переговорах о возвращении к статусу полноценного производителя, тогда как Porsche рассчитывала получить влияние в команде и получила отказ. Так что строить двигатель нового поколения команда будет совместно с Ford.
Худшая машина, когда-либо побеждавшая в гонках Формулы 1
Перевел и адаптировал: Иван Беликов
Источник: the-race.com/formula-1/red-bulls-strange-history-of-manufacturer-f1-tie-ups