Формула 1 и доллары от Liberty: вместе веселее?

Дитер Ренкен
6 сентября 2016 в 20:30
Фото: LAT Photographic

У Формулы 1 всё как всегда – то ни одного покупателя, то сразу два, причем связанных между собой тесными узами. Дитер Ренкен проанализировал ситуацию с продажей акций Больших Призов, выделив при этом все самые важные моменты с точки зрения перспектив спорта...

Год назад ваш покорный слуга анализировал вероятность продажи акций Формулы 1 венчурным фондом CVC Capital Partners, формально владеющим 35,5% активов FOM (посредством материнской компании FOM – Delta Topco), но фактически контролирующим три четверти всех голосов за счет привлечения сторонних инвесторов без права голоса.

Анализ годичной давности включал в себя следующий абзац, актуальность которого не утрачена и по сей день:

Не так давно мы обсуждали обстоятельства и тонкости инвестиций в Формулу 1 со стороны фонда CVC, и ни для кого не является секретом тот факт, что CVC традиционно работает в инвестиционном поле длительностью от семи до десяти лет, тогда как в ноябре нынешнего года [2015-го] исполняется как раз десять лет с момента приобретения фондом акций Формулы 1 в 2005 году.

В июне того же 2015 года интерес к покупке спорта проявили владелец команды Майами Долфинс Стивен Росс и катарские инвесторы, но тогда дальше разговоров дело не зашло.

Мало кто удивился, когда около недели назад Sky TV сообщило о том, что медийный концерн Liberty Media Corporation и его дочерняя компания Liberty Global (сеть кабельного телевидения) выразили желание приобрести права на Ф1, сумма которых оценивается в 8,4 миллиарда долларов.

Что касается сделки одновременно с двумя компаниями, подотчетными Джону Мэлоуну, который начинал свою карьеру в электроинженерии, а со временем стал, по общему мнению, самым влиятельным человеком в области масс-медиа, а заодно и крупнейшим землевладельцем в США, в ведении которого находятся порядка 2,1 миллиона акров – главным образом в штате Мэн, – то здесь нет ничего удивительного, поскольку корпоративная этика вполне позволяет распределять внутри филиалов куски сладкого пирога под названием Формула 1.

И если все предыдущие попытки продажи Ф1 были встречены с изрядной долей скептицизма, то на этот раз многие видные фигуры в паддоке уже успели выразить свое мнение о грядущей сделке, причем говорили они об этом вполне оптимистично, как о почти свершившемся факте. Единственное, что вызвало вопросы, так это цифра сделки, а кто-то даже заметил, что сумма в $8,4 миллиарда в 17 раз превосходит прогнозируемую прибыль спорта за весь сезон-2016.

И в этом есть логика. Судите сами, оборот Ф1 за 2016 год составил $1,8 миллиарда, тогда как накладные и сопутствующие расходы FOM исчисляются суммой в $500 миллионов. Остается $1,3 миллиарда.

Как мы уже отмечали здесь, призовые выплаты командам в сезоне-2015 составили порядка $880 миллионов. После вычета этой суммы получается около $420 миллионов чистой прибыли фонда CVC и других акционеров.

Несмотря на то, что доходы спорта в нынешнем сезоне должны увеличиться за счет расширения календаря до 21 этапа, эта сумма вряд ли превысит отметку в полмиллиарда долларов, так что прогноз, сделанный нашим неназванным источником, можно считать верным.

При этом, уплатив в 2005 году порядка полутора миллиардов долларов за 66% акций Ф1 и собрав за это время около двух миллиардов в виде дивидендов и кредитов, CVC вполне мог себе позволить поторговаться о цене, названной источником, а также промелькнувшей на страницах Wall Street Journal в августе, когда впервые было объявлено об интересе к покупке Ф1 со стороны Liberty.

Очевидно, что утечка последних новостей на Sky произошла с целью выманить из норы потенциальных покупателей. И это им удалось – лиса отчетливо показала свой нос, а новостные службы тут же сообщили о том, что сделка будет финализирована в срок от трех до четырех недель. При этом предполагается, что акт покупки будет совершен в виде двух траншей, первый из которых позволит Liberty (Media или Global) войти в игру и подготовить платформу для осуществления второго перевода.

С учетом того, что акции Liberty выведены на Нью-Йоркскую фондовую биржу, Формула 1 вполне может сменить курс и обратить свой взор в Новый Свет. К тому же, такой путь к первоначальному выпуску акций может оказаться гораздо более прямым и коротким, нежели те извилистые дорожки на Сингапурскую биржу, которыми фонд CVC безуспешно вел Большие Призы в последние годы.

Понятно, что новым владельцам Ф1 понадобится человек, способный справиться с нынешней, надо сказать, очень непростой ситуацией в спорте, который фактически вышел из-под контроля как в политическом, так и в коммерческом отношении. И хотя в предварительном календаре следующего сезона на данный момент числится 21 этап, многие Гран При по-прежнему находятся под большим вопросом, а в списке они находятся лишь по причине контрактных обязательств.

Ситуация с бразильским этапом в Интерлагосе остается нестабильной из-за финансов, а в Сильверстоуне, несмотря на пиковую посещаемость гонки, ожидают серьезного (порядка 10% в год) повышения контрактных условий вплоть до 2026 года. Как автодром сможет повышать выручку в подобных обстоятельствах?

В последние дни также было получено сообщение о трехлетнем продлении контракта Монцы.

«Мы не знаем, что ожидает в ближайшее время Формулу 1, поэтому не хотели бы пролонгировать соглашение на более длительный срок», – передал слова одного из участников переговоров наш источник. Кроме того, считается, что за три следующие гонки итальянский автодром заплатит 20, 20 и 22 миллиона фунтов соответственно. А с учетом того, что трибуны в Монце вмещают порядка ста тысяч зрителей, им пришлось бы продавать билеты на все три дня по 200-220 фунтов только для того, чтобы выйти на порог рентабельности без учета сопутствующих расходов промоутера и автодрома…

С этапом в Германии в последнее время всё не слава богу, а в России в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу – еще один престижный международный спортивный форум. В Сингапуре, говорят, тоже нарастают волнения по поводу затрат на проведение Гран При.

Если посчитать, из десяти новых этапов, примкнувших к Формуле 1 за последнее десятилетие, добрая половина уже покинула календарь, тогда как руководство трассы Кьялами, несмотря на затраты на модернизацию автодрома в размере 30 миллионов фунтов, по-прежнему открещивается от идеи возвращения в Большие Призы южноафриканского этапа.

И эта тенденция, скорее всего, продолжится, если аппетиты боссов Ф1 в отношении платы за проведение этапа не уменьшатся, что в свою очередь негативно скажется на сумме доходов FOM. При этом представительские расходы в спорте с каждым годом снижаются по причине сокращения бюджетов компаний на соответствующие мероприятия, и в этом отношении также не стоит ждать улучшений. А это всё напрямую влияет на доходы FOM.

И все же обе компании Liberty отчетливо видят будущее Формулы 1, добавив в уравнение медийные деньги. Да, телевизионные рейтинги спорта падают, но это не касается вещателей, специализирующихся на продаже видеоконтента в расчете на каждый просмотр. Они готовы серьезно переплачивать за исходную картинку в обмен на престиж обладания эксклюзивными правами на трансляцию Ф1 на отдельно взятой территории. И все они – потенциальные клиенты Liberty.

Таким образом, посредством перекрестных холдингов компании Liberty вступят во взаимовыгодное сотрудничество с News Corporation (владелец Sky TV и Fox Sports), Virgin Media и AT&T (первый работодатель Мэлоуна), что обеспечит им всецелое верховенство в области медийного бизнеса, рассчитанного на поколение Миллениума.

Однако, как показали цифры вещателей недавно прошедших Олимпийских игр в Рио, возрастная группа в интервале от 18-39 лет по-прежнему остается крайне пассивной, а в Америке за Олимпиадой в режиме онлайн наблюдали менее 2% зрителей.

Что касается исполнительного директора совета директоров Формулы 1, то источники сообщают о планах компании Liberty пригласить на эту должность Чейза Кэри, в настоящее время занимающего пост вице-президента компании Fox. При этом первое время он должен будет работать совместно с Берни Экклстоуном, после чего постепенно единолично возглавит это направление.

Это позволило бы решить проблему преемственности в отношении 85-летнего британца и одновременно поставить у руля спорта опытного человека, планирующего изменить коммерческие аспекты Формулы 1.

«Мы знаем стиль работы Мэлоуна, для него не существует незаменимых людей, – сообщает источник. – Liberty, скорее всего, затронет все без исключения аспекты спорта, начиная с контрактов на вещание и заканчивая форматом гоночных уик-эндов. Вероятно, команды от этого только выиграют.

Они будут работать по примеру Национальной футбольной лиги США с ее франчайзинговой системой и ограничениями на зарплаты. Для команд это здорово, а значит, хорошо и для болельщиков».

Один из американских консультантов в области спорта предположил, что у президента Fiat и Ferrari Серджио Маркионе и главы Mercedes Дитера Цетше «не будет никаких шансов в борьбе против Кэри, а Берни встретит в его лице достойного противника». Также он дал прогноз относительно того, что борьба за власть предстоит настолько ожесточенная, что Экклстоун уже к концу года откажется от ведения противоборства и покинет спорт.

А где же во всей этой схеме находится фактический владелец Формулы 1 в лице FIA? Еще в июне президент федерации Жан Тодт дал понять, что ему что-то известно о предстоящей сделке, сказав на конференции в Турине буквально следующее: «Мы ведем переговоры с очень влиятельными людьми», и добавив, что любая сделка потребует согласия со стороны FIA.

Вполне очевидно, что CVC делает всё, чтобы частично или полностью расстаться со своими активами в Формуле 1, и Liberty предлагает им вполне адекватный план выхода из игры. Два транша, вывод на фондовую биржу и решение сложной проблемы с преемственностью Берни. Цена вопроса – 75% акций, хотя формально доля владения CVC не набирает и половины этой суммы, а с ними и полномочия на единоличное управление спортом, что очень важно.

В результате сделки Формула 1 может перейти во владение крупной медийной корпорации, которая постарается реализовать все скрытые возможности и амбиции спорта, избежав при этом ошибок своих предшественников – и всё это за вполне приемлемую цену.

В самом деле, лучшее, что фонд CVC может сделать для Формулы 1 после десяти лет владения – это продать ее Liberty...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle