Грехи FIA: вспоминаем самые странные решения федерации

С ролью арбитра и законодателя федерация в концовке сезона-2021 справлялась всё хуже и хуже...
На протяжении всего сезона-2021 Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон вели ожесточённую борьбу за титул, но потрясающий по накалу финал в Абу-Даби оказался смазан странными судейскими решениями, за которыми последовали официальные протесты Mercedes.
Провожая завершившийся сезон, вспоминаем самые странные решения FIA в этом году.
Смена поколений: 9 случаев, когда молодые пилоты бросали вызов чемпионам Формулы 1
Штраф Кими и отмена правила
Порой стюарды Формулы 1 проявляли удивительную щепетильность, и с Кими Райкконеном в Имоле она сыграла злую шутку. Финну не повезло в том, что он ошибся во время периода автомобиля безопасности, выехал за пределы трассы и пропустил двух пилотов. Кими как ни в чём ни бывало поехал дальше, но правила гласят: если у гонщика возникли проблемы и свою позицию он занять не смог, то должен рестартовать последним.
В итоге за ту ошибку Кими поплатился не только двумя позициями, но и тридцатью секундами штрафа — за столкновение с соперником дают меньшие штрафы! Но самое удивительное в том, что после этого случая в FIA решили отказаться от правила и уже со следующей гонки не штрафовать за подобные нарушения. В Alfa Romeo попытались воспользоваться этим и подали апелляцию на штраф, однако он в итоге остался в силе — в отличие от правила, за нарушение которого он был выписан...
Всё сказано, всё съезжено, всё выпито. Лучшие моменты в карьере Кими Райкконена
Так себе Спа
В дни Гран При Бельгии трассу Спа-Франкоршам накрыло ливнями, и после пары кругов за автомобилем безопасности пилоты совместно с дирекцией гонки сочли продолжение заезда небезопасным. Однако в тот момент FIA решила, что пройденные круги в зачёт заезда не идут — и поэтому пилоты стояли ещё три часа, а на трассу им в итоге разрешили выехать лишь для того, чтобы дать классификацию по паре пройденных в режиме жёлтых флагов кругов.
Гонки не было, но пилоты получили очки, Джордж Рассел поднялся на подиум, а Гран При формально посчитали состоявшимся — и лишь после давления общественности промоутеры Формулы 1 согласились вернуть болельщикам деньги за билеты на событие, которое организаторы так и не осмелились признать несостоявшимся.
Что это вообще было? Главные вопросы и ответы о фарсе на Гран При Бельгии
Разбирательства в Сан-Паулу
На этапе в Бразилии судьям дважды пришлось принимать сложные решения — и в обоих случаях проигравшей стороной оказывалась Mercedes. Сначала судьи исключили Хэмилтона, которого и без того ждал штраф в пять позиций, из результатов квалификации — из-за вызванной повреждениями погрешности в прорези DRS в доли процентов, и спринт Льюис начинал последним. Но в воскресной гонке те же стюарды проигнорировали эпизод, в котором Ферстаппен в борьбе за победу вывез соперника за пределы трассы.
Как и в случае с гонкой в Спа, FIA де-факто не признавала за собой никаких ошибок, однако уже через две гонки — на Гран При Саудовской Аравии — оштрафовала Макса за, по его словам, точно такие же манёвры, а в Абу-Даби не стала наказывать Хэмилтона за срезку — именно потому, что за пределы трассы его выдавил голландец.
В поисках содержания: Что не так со спринтами? Объясняем на примере Интерлагоса
Непокорные флаги
На фоне последнего пункта это выглядит мелочью, и тем не менее: два этапа подряд дирекция гонки не контролировала процесс жёлтых флагов. Сначала неразбериха возникла в Катаре, когда, судя по всему, флаговый маршал, увидев проблемы Гасли, который припарковал свой автомобиль у пит-уолла, по собственной инициативе стал размахивать флагами. Затем на какое-то мгновение сигнализацию о проблемах на трассе сняли, чтобы вскоре вернуть. Правда, Феттель высказал версию о том, что дело не в маршале, а в дирекции гонки, которая хотела позволить Максу закончить круг.
Уже на следующем этапе в Саудовской Аравии в одном из эпизодов тренировок флаги показали и вовсе просто так — по ошибке. Тем не менее Хэмилтона вызвали к судьям и ему пришлось объяснять, что он ничего не нарушал. В данной ситуации тоже опосредованно обвинили маршала, хотя проблема была в том, что FIA весь уик-энд давила на маршалов, призывая их оперативно реагировать на происходящее и вовремя сообщать пилотам по угрозе — из-за стен вокруг трассы заранее увидеть проблемы невозможно. Вот маршал и перебдел...
«Этот парень сумасшедший!» Жара между Ферстаппеном и Хэмилтоном по радио в Джидде
Провал с финалом чемпионата
Борьба за титул продолжалась на протяжении 22 гонок, а решил всё в итоге один-единственный круг. Гран При Абу-Даби шёл своим чередом, пока в отбойниках за пять кругов до финиша не оказался Николас Латифи — разбитая машина усыпала асфальт обломками и осталась на траектории.
Нейтрализация гонки была неизбежна, и дирекция гонки выпустила автомобиль безопасности. Вскоре появилось сообщение о том, что круговым, вопреки общепринятой практике сезона, нельзя будет вернуться в круг, а через несколько минут решение изменили, и позволили отставшим опередить автомобиль безопасности — но не всем!
В итоге, например, Даниэль Риккардо и Лэнс Стролл волей FIA были лишены возможности подняться выше 12-го места. Они почти наверняка успели бы перед рестартом обогнать автомобиль безопасности, если бы не изначальное решение оставить круговых между Хэмилтоном и Ферстаппеном.
Кроме того, по какой-то причине дирекция не применила процедуру красного флага и рестарта с места, хотя в точно такой же ситуации в Баку — обломки на трассе и необходимость эвакуировать одну разбитую машину — был красный флаг.
Прирожденный гонщик, молниеносный и безжалостный: Ода новому чемпиону мира Формулы 1
FIA не слепа
В чём разница между финишем в Абу-Даби и Баку? Почему в одном случае принимается одно решение, а в другом — другое? Почему Ферстаппен не был оштрафован в Бразилии, но получил штраф в Саудовской Аравии?
Кажется, FIA отошла от своего принципа разбирать эпизоды, независимо от их последствий. Дирекция гонки словно пытается найти так называемое справедливое решение, и именно по этой причине не оштрафовала Макса на Интерлагосе — чтобы не слишком грубое нарушение не сказалось на борьбе в чемпионате. Только в случае в Сан-Паулу отказ от действия тоже был действием — и в Джидде Ферстаппен стал бороться с нарушениями во всех эпизодах.
Возможно, этим же желанием было продиктовано дать рестарт с круговыми между лидерами — чтобы оставить Хэмилтону хоть какую-то часть завоёванного ранее преимущества. А в итоге эти метания привели к тому, что Льюиса перед финишем гонки лишили всех шансов. Именно поэтому фемида должна быть слепа: для неё не должно существовать справедливости — только закон. Независимо, первая это гонка или последняя, о борьбе за титул идёт речь или середняки делят последнее место в топ-10, правила должны быть прозрачны и интерпретироваться единым образом.
Ферстаппен и Хэмилтон могут позволить себе переходить черту в борьбе на трассе, Хельмут Марко и Тото Вольф могут обвинять друг друга в самых абсурдных вещах, но FIA должна оставаться выше этого и служить примером неукоснительного соблюдения правил и процедур. Именно в этом, в конце концов, её, спортивного организатора и арбитра, роль.
В финале все равны: история сезона-1974 и борьбы McLaren и Ferrari за чемпионство